Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 17 дек 2017 17:36:05
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 20 сен 2011 05:10:00 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Снимок 02501 "Группа Крестьян села Коробово"

Изображение

Не простая оказалась группа, а потомки Сусанина!

Изображение
upload png

Те же самые лица. Фото из журнала "Искры" №15 за 1911 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 10 окт 2011 10:22:51 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
По подписям снимков г. Плёса по-прежнему остается много вопросов.

Два снимка подписаны как "Местечко Ключи. Окрестности г. Плёса".
02498
Изображение

02494
Изображение

Читаем:
Цитата:
В 1838 году живописцы - братья Григорий и Никанор Чернецовы, путешествуя по Волге, чтобы запечатлеть картину жизни реки, сделали 1982 рисунка, на основе которых была составлена «Панорама Волги» длиной 700 м и высотой 2,5 м. Они побывали и в Плёсе и записали в дневнике: «Жители прекрасно воспользовались струями ключей, во множестве бьющих из горы. Они провели ключи через свои дворы, в которых устроены садки для рыбы, и вода, проходя через оные, продолжает путь желобами, где ее берут для домашнего употребления... В этих садках в чистой ключевой воде плавают стерляди и другие обитательницы волжских вод; хозяин перед обедом, для своего семейства или желая попотчевать доброго гостя, выходит на двор, выбирает любую, поддевает обречённую садком и... в кастрюлю!».

Источник: http://www.tehnotour.ru/info/opis/ples.html

Ещё:
Цитата:
В юго-западной части г. Плёс р. Шохонка пересекает трассу
Иваново – Плёс. В долине реки, возле леса под названием «Ключи»
находится бывшая усадьба Н. К. Огуречникова.

Источник: http://plyos.org/pdf/ples-XII.pdf

При этом по виду два снимка между собой не связаны и пока не удалось найти подтверждения правильности их подписи.
Хотя пейзаж первого снимка весьма похож на открыточный:
Изображение
image upload

В то же время среди прокудинских снимков нашелся такой, на котором действительно изображено местечко ключи.
Это 21233 "Река Шоханка около г. Плёса":
Изображение

Изображение
jpg upload

Как я давно уже написал, река называется на самом деле Шохонка, а снимок сделан не "около г. Плёс", а самом его центре.
Правда потом выяснилось, что ПГ неоднократно использовал оборот "близ города" не только для предместий, но чуть ли не для центральных районов. Так сказать, особенности восприятия. Поэтому я не уверен, что здесь перепутаны подписи.
Хотя название "Река Шоханка около г. Плёса" вполне бы подошло для того же 02498:
Изображение

Идем далее.
Снимок 02495 "Церковь Cв. Троицы около г. Плёса":
Изображение
Странное название, хотя формально не придерешься - едва различимое здание храма на горизонте - действительно Троицкая церковь, точнее, ансамбль церквей Троицкой и Введенской: http://sobory.ru/photo/?photo=104270

На этом странности не заканчиваются.
Снимок 02493 "Южная часть г. Плёса":
Изображение

Снимок сделан из Заречья в северо-западном направлении. На нём изображен выходящий к Волге склон Соборной горки, которая никак не может являться южной частью города, скорее, северной.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 17 окт 2011 18:13:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Елена писал(а):
Сергеем Прохоровым уже поднимался вопрос о снимке Углича с длинным названием "Дом Волковых, где жил Беринг (открывший Берингов пролив), и церковь Успения Божией Матери. Углич."
Изображение

Было выяснено, что по хронологии к Берингу это здание не могло иметь отношения.

По моей просьбе, мой коллега по работе в "Храмах России" обратился к научному сотруднику Угличского государственного историко-архитектурного музея Евгению Анатольевичу Лиуконену за разъяснением по поводу этого снимка Углича. Мог ли Беринг все же иметь какое-то отношение к Угличу вообще и к этому зданию в частности.

Евгений Анатольевич дал развернутый ответ, в котором не было ничего нового относительно Супоневского дворца, но зато там есть много других интересных для нас моментов!

Цитирую основную часть письма:


Мне хорошо знаком этот снимок в подборке фотографий Углича С.М. Прокудина-Горского. На нем, несомненно, изображены левобережная Введенская церковь и Супоневский дворец. Снимок сделан на месте, где теперь проходит судоходный канал шлюза, поэтому оно мало узнаваемо.

Как известно, усадебный дом сельца Григорьевского (Супоневский дворец) был построен примерно в 1770-х гг., а присутствующий на фотографии вид получил в перв. пол. XIX века. Поэтому он не мог иметь никакого отношения к Витусу Берингу. При его жизни ни дома, ни усадьбы еще не существовало. Кроме того, Беринг не имел никакого отношения к Угличу и никогда в нем не бывал, – по крайней мере, такие факты не известны.

В данной подборке фотографий присутствует не мало других ошибок, из которых отмеченную можно признать наиболее яркой и оригинальной. Так, на отдельных фотографиях из подборки Богоявленский зимний собор в Кремле назван Преображенским и отнесен к Петровскому времени, Богоявленский женский монастырь – Успенским. Отмечено, что на существующей колокольне собора висел ссыльный колокол. «Село Горки против Богоявленской горы» – на самом деле Входо-Иерусалимская слобода. «Тельный крест св. царевича Димитрия» на самом деле являлся наперсным крестом царя Алексея Михайловича, пожертвованным в 1654 г. на храмовую иконы церкви Царевича Димитрия «на крови». «Риза, пожертвованная из дома Нагих» – на самом деле фелонь кон. XVII века, вложенная в Царевскую церковь княгиней А.В. Черкасской, которая была родственницей Марии Нагой. «Риза, пожертвованная царем Михаилом Феодоровичем Романовым», – несмотря на старообразный облик, выполнена в XIX веке и явно не имеет никого отношения к царю Михаилу Феодоровичу.

Можно предположить, что автором подписей к снимкам являлся сам С.М. Прокудин-Горский. В этом случае возникновение столь досадных ошибок не выглядит удивительным и простительно выдающемуся фотографу и изобретателю. Как известно, он фотографировал пейзажи и исторические реликвии не только в центре России, но и в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии – фактически объехал всю страну. При таком обширном охвате было невозможно избежать ошибок и неточностей. Многие сведения записывались с чьих-то слов, в которых также могли быть неточности и домыслы.

Поэтому лучше не принимать во внимание ошибочные подписи, а определять фактическое содержание снимков. Присутствующие на них объекты в основном хорошо известны и не вызывают сложностей. В подборке есть и уникальные фотографии ряда утраченных предметов с верными названиями – покрова или плащаницы царевича Димитрия, дарохранительницы из Воскресенской церкви, которые наряду с другими фотографиями Углича С.М. Прокудина-Горского представляют большую ценность и интерес.


Это письмо помогает нам сделать ряд новых идентификаций.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=33&t=4254

Безусловно, интересный материал. В одном научный сотрудник Угличского государственного историко-архитектурного музея явно ошибается: названия угличским снимкам давал отнюдь не Прокудин-Горский, а какой-то музейный специалист, исходя из знаний (и заблуждений) того времени.
По Входо-Иерусалимской слободе мы уже давно внесли правку в итоговые таблицы. А с другими сведениями будем внимательно разбираться.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2011 19:08:59 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
На чём же всё-таки путешествовал Прокудин-Горский по Верхневолжью?
Если он прибыл в Тверь на катере, то он, скорее всего, должен был быть пришвартован на этом месте:

Изображение
image host

Здесь мы видим три плавсредства. Потенциально одно из них могло служить средством передвижения для группы ПГ.
При этом самый крупных и крайний правый пароходики, наверное, можно исключить, так как они были постоянно прописаны у этой пристани:

Изображение
image hosting gif


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 янв 2012 13:56:13 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Снимок 02394 "Общий вид на Волгу и караван":
Изображение

Снимок 02393 "Буксирные пароходы":
Изображение

До сих пор эти два снимка не были идентифицированы. В альбоме они располагаются в районе Рыбинска, но, как известно, порядок следования в альбомах Прокудина-Горского не раз преподносил нам сюрпризы, так что Рыбинск пришлось доказывать.

Прежде всего, на обоих снимках видны одинаковые дома, что облегчает задачу. Так что идентифицировать можно одновременно.
Некоторые время пришлось потратить на просмотр старых открыток и нужная вскоре нашлась:
Изображение
png image hosting

А потом ещё одна, лучшего качества:
Изображение
image host

Видны и мостик, и характерные крыши, фасады домов.
Думаю, что снимки были сделаны из района Стрелки.
Всех можно поздравить ещё с двумя идентификациями!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 янв 2012 14:53:01 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 317
Как всегда в точку, Вячеслав! Поздравляю!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 11 фев 2012 07:47:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Нашел интересный сайт - проект Министерства культуры РФ "Культурные ценности - жертвы войны": http://lostart.ru/ru/
Интересный и нужный проект.
Там есть отдельная книга по Тверскому музею: http://lostart.ru/de/svodnyj_katalog/kn ... 2/list.php
В 2008–2009 годах в Тверском музее и его филиалах – семи краеведческих и одном литературно-мемориальном была проведена работа, предусмотренная проектом «Систематизация и каталогизация культурных ценностей, утраченных в период Второй мировой войны Тверским государственным объединенным музеем, составление унифицированных списков (описи утрат) для Сводного каталога РФ». Предвоенная учетная документация сохранилась только в двух музеях – Тверском и Старицком. В остальных музеях она была утрачена. Список утраченных экспонатов, составленный по «горячим следам» в 1943 году, имел только Старицкий музей.
Всего Тверской музей утратил за 2 мес. оккупации более 18 тыс. предметов и коллекций (http://lostart.ru/ru/svodnyj_katalog/kn ... 17/kniga2/).

Среди утраченных ценностей есть "Портрет Терентия Ивановича Волоскова, первого Ржевского городского головы, знаменитого самоучки, богослова, астронома, математика и химика", инв. №17:
Изображение
image hosting gif

У Прокудина-Горского это снимок 21193:

Изображение

Так же в списке пропавших экспонатов значатся:
"Миниатюра с портретом великой княгини Екатерины Павловны" и "Портрет великой княгини Екатерины Павловны" без иллюстрации.
Это снимок 21192:

Изображение

Среди утраченного значится также подсвечник "тройной" (инв. № 2173) и подсвечник для трёх свечей (№ 2463), без всяких пояснений.
Вероятно, это снимок 20037:
Изображение

Подсвечник- «тощая свеча» (инв. № 496) также утрачен в войну:
Изображение
Это снимок 20031.
Плюс крупнее - 21194:

Изображение

Изображение резное Спасителя (инв. №2451) - это, очевидно, снимок 20117:
[img]http://lcweb2.loc.gov/service/pnp/prokc/20100/20117r.jpg[/img

Далее, "Украшение от паникадила" (№ 1706) может быть снимок 20027, идентифицированный нами как [Висячее паникадило, найденное в Торжке в развалинах Петровской башни. Тверской музей]:
Изображение

Там среди пропавших названы и другие предметы, которые могут иметь соответствие на снимках ПГ:
1) Образ Спасителя;
2) Епитрахиль;
3) Чаша с крышечкой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 11 фев 2012 16:28:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
В продолжение сегодняшней темы по Тверскому музею.
В том же источнике читаем:
Цитата:
Среди наиболее интересных предметов музейного собрания: икона святого князя Владимира и преподобных Аркадия Новоторжского и Моисея Угрина, написанная известным русским иконописцем Симоном Ушаковым в 1675 году, царские врата XV века из трех сельских церквей Тверской губернии, надгробная доска с изображением святых благоверных – ржевского князя Владимира и его супруги Агриппины, рукописное Евангелие XV века с миниатюрами, пожертвованное в музей священником В.П. Успенским, епитрахиль XVII века с серебряными дробницами (XIII–XIV века) из Тверского Отроч монастыря, Стерженский (XII век) и Лопастицкий (XII–XIII века) кресты, древние надгробные камни с надписями и рисунками из коллекции Ф.Н. Глинки. В богатой нумизматической коллекции – клады восточных и русских монет, среди оружия и доспехов – железный меч XIV века с тамгой Тамерлана, рукоять от меча из мамонтовой кости, юмшан-кольчуга XIII века с арабскими надписями.

http://lostart.ru/ru/svodnyj_katalog/kn ... 17/kniga2/

Интересно, "надгробная доска с изображением святых благоверных – ржевского князя Владимира и его супруги Агриппины" и одноименная икона на снимке ПГ - это разные экспонаты?
Снимок 02385 "Две иконы Ап. Петра и Павла, Кн. Владимира и Кн. Агриппины. Приобретены Тверским музеем из Ржева":
Изображение


Далее, "епитрахиль XVII века с серебряными дробницами (XIII–XIV века) из Тверского Отроч монастыря" - это случайно не епитрахиль 17 века со снимка 20124?
Изображение

Дробницами называли металлические бляхи или пластинки, большей частью плоские и круглые, иногда продолговатые, служившие для украшения древнерусского платья.
Кажется, на снимке эти бляхи видны.
В другом источнике читаем:
Цитата:
Уникальный экспонат – епитрахиль XVII века из Тверского Отроч монастыря с шестью фигурами святых, украшенная дробницами с перегородчатой эмалью (к. XIII – н. XIV века).

http://www.tvermuzeum.ru/exp03.php
Фигур святых как раз шесть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 15 апр 2012 12:15:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
DMITRY писал(а):
Петер нашел информацию по часовне.

с. Борщевка. Часовня на месте упокоения ген. А. И. Бибикова.

Изображение

Из статьи Андрея Любимова "ГДЕ УМЕР И ПОХОРОНЕН ГЕНЕРАЛ-АНШЕФ А.И. БИБИКОВ."
впервые напечатана в «Новом Журнале». Нью-Йорк, 2000 г. № 219, сс. 291-294.
приведена в жж Вичугского
http://www.liveinternet.ru/users/1259518/post128238011/

... Первоначально А. И Бибикова решено было похоронить в Казани, но по настоянию вдовы тело генерала было перевезено из Бугульмы в его имение с. Стрелку и погребено в деревянном Петропавловском храме.
Тело покойного сопровождал майор П. И. Турчанинов с двумя сержантами и десятью солдатами.

Вот уже несколько лет, ошибочно указывая название села, ...

Название села Стрелка начинает встречаться в документах лишь с середины 18 века. До этого времени село имело одно общее название Борщовка и делилось между наследниками рода князей Козловских, которые владели этим селом еще с конца 16 века. На две половины село разделял овраг, выходящий к Волге. Кроме того, в 18 столетии Борщовка именовалась и по названию церковных приходов и звучало это так – село Богородское, Борщовка тож и Петропавловское, Стрелка тож.
Та половина села, что называлась Стрелка, досталась А. И. Бибикову в придание за его невестой княжной Настасьей Семеновной Козловской.
В Стрелке в то время находилась деревянная барская усадьба и деревянная же церковь свв. ап. Петра и Павла, построенная в 1636 г. вместо той, что была разрушена поляками во время Смуты. ...
Под алтарем Петропавловского храма с. Стрелка и был погребен Александр Ильич.

Далее происходит следующее:
в 30-х годах 19 века внуком А. И. Бибикова Василием Александровичем разбирается ветхий храм, и на этом месте ставится деревянная часовня с прежним престолом, а на другом конце сельской улицы в 1840 г. возводится каменная Петропавловския церковь.

О существовании еще в 19 в. деревянной церкви указывает знаток местной старины и владелец части Борщовской вотчины князь Александр Дмитриевич Козловский в 1823 г.: «... В церкви села сего покоится прах... Бибикова...».

В 1898 г. место захоронения А. И. Бибикова в с. Стрелка посетил полковник Владимир Александрович Бибиков с женой Ольгой Владимировной, урожденной Козловой. В письме к Екатерине Ивановне Раевской (урож. Бибиковой) они писали:

«Давно желали мы, тетя, совершить историко-семейное паломничество и поклонится могиле героя, великого героя из семьи Бибиковых... Каждый год в десятую пятницу после Пасхи проводится крестный ход в эту часовню, где похоронен Александр Ильич...».


ПГ правильно указал место захоронения Бибикова. Теперь нет сомнений, что это Александр Ильич (у ПГ опечатка).
Только снято в с.Стрелка и это надо внести в название тк имеется некоторая путаница с селами.

[c.Стрелка. Петропавловская] часовня на месте упокоения ген. А. И. Бибикова.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=15

Да, интересный вопрос.
Типичный случай кустового поселения, когда название одного из сел (деревень) становится главенствующим и как бы поглощает другие названия.
На карте 1913 г. никаких Стрелок, только Борщевка:
Изображение

Интереснейший материал "О селах Стрелка и Борщевка": http://petripavel-strelka.prihod.ru/o_s ... borshhevka

Цитата:
Село Стрелка тянется вдоль реки Волга, на востоке упирается в берег реки Сунжа, на западе в край оврага. Это одно из мест деревни, где за два с лишним века ничто не изменилось, так же в буйных зарослях трав протекает ручей, так же идя из Страелки в Борщевку, жители переходят его по мостику, частично поломанному. За оврагом расположена деревня Борщевка, в которой до недавнего времени сохранялся усадебный дом, разрушенный уже на нашей памяти. У этих мест богатая история, но авторы(историки и краеведы), пишущие об этих местах, не ориентируются в местной топографии, путают две деревни Стрелку и Борщевку, в результате чего события далекого прошлого, не смещаясь по времени, сместились по месту. Это обусловлено еще и тем, что когда то эти села, разделенные заросшим оврагом и запруженным ручьем, на котором стояла и скрипела "мукомольная мельница об одном поставе", принадлежали одному хозяину князю Козловскому и имели общее название Борщевка. Современная Борщевка называлась Борщёвка-Богородское, а современная Стрелка называлась Борщевка-Петропавловское, по расположенным там церквям: св. Покрова Богородицы и св. апостолов Петра и Павла.


Так же в любой справке по А. И. Бибикову можно прочитать "Похоронен в усадьбе Борщёвка (Стрелка)" (например, в Вики).
На момент съемки в 1910 г. Борщевка была общим названием для сросшегося поселения и поэтому Прокудин-Горский не допустил какой-либо путаницы или ошибки в данном случае.
Про Стрелку можно написать в примечании.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 13 авг 2012 06:41:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3337
Я неоднократно пытался понять, на чём Прокудин-Горский путешествовал по верхней Волге в июне 1910 г. и пришёл к выводу, что основным средством передвижения был извозчик + плюс нанятые лодки. До Твери Волга была тогда почти несудоходна, так что уютно устроится пусть даже на крупном катере, по-видимому, не было возможности.
Вчера решил выяснить, как ПГ передвигался по средней Волге в сентябре того же 1910 г. и сразу всё стало ясно.

Что, по вашему, является объектом съемки для 02402 "На Волге под г. Романовым"?
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/500 ... 02b9c_orig
Правильно, Прокудин-Горский в очередной раз снял крупным планом средство своего передвижения - буксируемый катером плавучий "барак" МПС.
Вобщем-то мне всё стало ясно уже по этому снимку: флаги МПС, суда не идут, а стоят, позируют. Но для пущей уверенности решил поискать то же плавсредство на других снимках второй волжской экспедиции.
Как говорится, что и требовалось доказать:

Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/500 ... 3102f_orig

Кстати, нечто подобное мы видим на снимке 21458 "Барак Министерства Путей Сообщения" в Белоомуте:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  На страницу Пред.  1 ... 3, 4, 5, 6, 7  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB