Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 24 авг 2019 03:03:12
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 30 июл 2011 09:03:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Юрий Красильников писал(а):
К слову. Слава приводил немецкий аэрофотоснимок части западного берега Осташкова времен войны. Интересно, откуда он его брал и нет ли там снимка северного берега?


Брал с сайта http://pobeda-vov.ru/Lib/pages/catalog.aspx?catid=91
А они - из американского архива.
Конечно, северный берег там есть:
Изображение
hosting images


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 01 авг 2011 05:14:22 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
02446 "с. Диево-Городище. Бывший дворец Меньшикова."
Изображение

02447 "с. Диево-Городище. Вид с Волги."
Изображение

Весьма загадочная парочка и всё больше интригует.
В Диево-Городище ни местные краеведы, ни старожилы никогда не видели этих зданий и не слышали о каком-либо дворце (усадьбе) Меньшикова или вообще о чем-либо подобном.
И таких камней, как на втором снимке, в селе не наблюдается. Все дома у Волги стоят близко к кромке высокого обрыва.
Обращает на себя внимание то, что второе здание также совершенно заброшено и разрушается, что было нетипично для богатого процветающего села начала 20 века.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011 18:41:05 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Блестящая идентификация "Рыбацких поселений на оз. Селигер" (по-моему, одна из самых интересных за всю историю проекта), выводит нас к вопросу ещё об одном снимке, а именно о номере 21095, ошибочно вклеенному в альбоме к подписи "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой":
Изображение
В проекте ему присвоили название "Озеро Стерж с впадающей в него Волгой".
Однако возникает вопрос: можно ли найти для него авторское название в альбоме?
Что у нас с вакансиями?
Как известно, название "Рыбацких поселений на оз. Селигер" написано карандашом поверх первоначального "Набережная озера Селигер". Ещё недавно казалось очевидным, что название явно несуразное для вклеенной фотографии, но теперь мы знаем, что на снимке действительно какая-никакая набережная Осташкова.
До последнего момента у меня были сомнения: а не выдумал ли Прокудин-Горский название "Рыбацких поселений на оз. Селигер" из головы, чтобы точнее описать содержание снимка? Нет, не выдумал - оно было изначально в "Каталоге", т.е. составлявшимся по ходу съемок списке название отснятых сюжетов. Этому есть прямое доказательство - сам ПГ от руки указал для названия "Набережная озера Селигер" номер по "Каталогу" - 47. Этого номера нет в альбоме, но по порядку он замыкает серию снимков Ниловой пустыни.
Остается только предположить, что это и есть авторское название для 21095!
А что, на нём мы действительно видим гранитную набережную озера Селигер (точнее, практически не видим, только краешек облицовки).
Изображение
upload gif

Вообще говоря, на всём озере Селигер только эта набережная в глазах столичного петербургского фотографа заслуживала своего названия :-)
С другой стороны, на снимке всё же скорее вид с набережной, чем сама набережная...
Что думаете, Василий?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 04 авг 2011 14:35:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 333
Vyacheslav писал(а):
Вообще говоря, на всём озере Селигер только эта набережная в глазах столичного петербургского фотографа заслуживала своего названия :-)
С другой стороны, на снимке всё же скорее вид с набережной, чем сама набережная...
Что думаете, Василий?

Согласен!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 04 авг 2011 15:34:04 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
v_v_d писал(а):
Vyacheslav писал(а):
Вообще говоря, на всём озере Селигер только эта набережная в глазах столичного петербургского фотографа заслуживала своего названия :-)
С другой стороны, на снимке всё же скорее вид с набережной, чем сама набережная...
Что думаете, Василий?

Согласен!


Тогда не будем рисковать и дадим снимку своё название по содержанию - [Вид Осташковского плёса озера Селигер с набережной Ниловой пустыни].
А примечании напишем: вероятное авторское название снимка - "Набережная озера Селигер" (гранитная облицовка набережной видна внизу снимка).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 05 авг 2011 08:56:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Vyacheslav писал(а):
02446 "с. Диево-Городище. Бывший дворец Меньшикова."
Изображение

02447 "с. Диево-Городище. Вид с Волги."
Изображение

Весьма загадочная парочка и всё больше интригует.
В Диево-Городище ни местные краеведы, ни старожилы никогда не видели этих зданий и не слышали о каком-либо дворце (усадьбе) Меньшикова или вообще о чем-либо подобном.
И таких камней, как на втором снимке, в селе не наблюдается. Все дома у Волги стоят близко к кромке высокого обрыва.
Обращает на себя внимание то, что второе здание также совершенно заброшено и разрушается, что было нетипично для богатого процветающего села начала 20 века.


Не смотря на всё вышесказанное, я по-прежнему не исключаю, что оба снимка сделаны действительно в Диево-Городище или его ближайших окрестностях (Пески, Нов. Ченцы). Слишком велика степень надежности данного альбома!
Надо найти данную местность на картах генерального межевания (конец 18 века) и Менде (1850). На них обозначались господские дома.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 05 авг 2011 18:29:01 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
В ответ на моё обращение в ЖЖ один из участников оперативно выложил старые карты Диева-Городища, за что ему огромное спасибо: http://arch-heritage.livejournal.com/10 ... 5#t8236785

Однако на картах нет никаких обозначений господского дома или усадьбы. Эта загадка становится ещё более интригующей.
Может быть, кто-то посмотрит карты внимательней и чего-нибудь там всё же найдет.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 09 авг 2011 04:46:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Снимок 21117:

Изображение

Подпись в альбоме - "Общий вид Житного монастыря с Вороньего острова".

Поскольку совершенно очевидно, что на снимке не Житенный монастырь, а общий вид Осташкова (сделанный действительно с Вороньего острова) в проекте некогда снимку было присвоено название "Вид города Осташкова с острова Воронье".

В настоящее время наш проект, как известно, отдает приоритет выявлению подлинных авторских названий.
Для данного снимка такое название было найдено в виде авторского примечания от руки в альбоме к снимку "Житный мужской монастырь. Осташков". Примечание гласит: "Есть 3/Д 3/3-IAI4 Осташков Об. вид кат. 23 и к нему Д."
Точный смысл подобных шифров нами пока не разгадан, но ясно, что речь шла о реальном снимке, не вошедшем по какой-то причине в альбом.
Название по каталогу идеально подходило к снимку 21117.
Соответственно, в Итоговых таблицах проекта снимок получил оригинальное авторское название ‘Осташков. Общий вид‘
Однако остается некоторая неясность. Поскольку все подписи в альбоме были изначально верны (пусть и очень неточны порой), значит таки был и снимок "Общий вид Житного монастыря с Вороньего острова".
Либо всё-таки Прокудин-Горский дал это название ошибочно, приняв центр Осташкова за Житенный монастырь? Тогда пропавшим следует считать снимок, которому предназначалось название "Осташков. Общий вид"...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 10 авг 2011 10:51:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Снимок 21181 "Борисоглебский монастырь с моста":

Изображение

Что-то у меня возникли сомнения - действительно ли снимок сделан с моста?
Ну, может быть, от въезда на мост.
Там ещё куча снимков Борисоглебского монастыря, но, кажется, ни один по ракурсу не подходит для сделанного явно с моста.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Альбом "Волга"
СообщениеДобавлено: 11 авг 2011 08:34:02 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Случай с церковью Николы Пенского в Ярославле, на которую Прокудин-Горский (очевидно, с чьей-то подачи) перенес название соседней Федоровской церкви, вскрыл логику его ошибок в альбомах, которые до сих пор считаются весьма надежными в плане достоверности подписей.
Ситуация оказалась типовая и многое сразу объяснилось: ПГ почему-то давал зимним храмам название летних, или наоборот.

Помните, сколько копий было сломано из-за причудливого авторского названия снимка 02472 "Вход в летний собор в Ипатьевском монастыре. Собор Рождества Пресвятой Богородицы."?

Изображение

Дело в том, что на снимке изображен (летний) Троицкий собор, а от собора Рождества Пресвятой Богородицы виден лишь небольшой фрагмент стены левого края снимка.
Было абсолютно непонятно, что имел в виду автор подписи. Теперь стало всё ясно: "основной" храм на снимке ПГ считал летним собором Рождества Пресвятой Богородицы.
Соответственно, снимок 02473 со входом в Троицкий собор из галереи он озаглавил "Вход в собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре".

Изображение

По той же логике Прокудин-Горский назвал зимний Богоявленский собор Углича Преображенским, в честь соседнего летнего Спасо-Преображенского собора.
Снимок 02367:

Изображение

Есть точка зрения, что гипотетически где-то "в народе" (т. е. бабушка на базаре) летний храм могли называть именем зимнего (или наоборот), поэтому подписи Прокудина-Горского во всех перечисленных случаях правильные.
Я сторонник того, что вещи называются так, как они называются. Если рядом с официальным существует общепринятое (на момент съемки) обиходное название объекта, то значит, у него было два названия и желательно указать оба.
Например, некогда я предложил сменить название снимка "Дворец эмира Бухарского" на "Крепость Арк". С современной точки зрения так оно и есть. Однако в дальнейшем я убедился на основе многочисленных документальных источников, что в начале 20 века этот архитектурный комплекс иначе и не называли, кроме как "Дворец эмира Бухарского". Поэтому исправление авторского названия было ошибочным.
Вот если вдруг найдутся документальные источники, что в начале 20 века церковь Николы Пенского называлась (параллельно) Федоровской, тогда можно будет считать это вторым вариантом названия. А пока такие источники не найдены (несмотря на все поиски) - это просто ошибка подписи.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 68 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB