Это сообщение выходит за рамки Туркестанского альбома, поскольку касается всех снимков "хлопковой" тематики. А именно это тематика является стержнем, основной темой съемок Мервского оазиса, Голодной степи и Мугани.
Меня давно интересовал вопрос: зачем нужно было тратить столько драгоценных пластин на (относительно) скучные сюжеты Голодной степи? А многие подписи к Муганьским снимкам больше походят на выписки из учебника по хлопководству, они носят откровенно технологический характер и адресованы узкому кругу специалистов, но никак не широкой публике.
Есть одна идея, которая может всё объяснить.
Обратимся к статье А. В. Тутова "История освоения Голодной степи":
http://cossac-awards.narod.ru/Zametki/Z ... _step.htmlЦитата:
Хантингтон продолжал пугать пульсационным усыханием Средней Азии, но в это уже мало кто верил. Тогда решено было направить в Россию организатора «больших мероприятий», личного друга президента Тафта – миллионера Джона Гаммонда, который должен был ввести в действие оружие главного калибра – миллионы Уоллстрита, прочно обосноваться в самом центре Туркестана, добиться права на проведение там оросительных работ, получить орошенные земли и концессию на длительный срок. Иными словами, он намеревался создать филиал американского хлопководства в русских владениях.
Гаммонд прибыл в Петербург в 1910 г. Наступление на Туркестан было продумано им до мелочей. Однако и он допустил ошибку – так называемая археологическая экспедиция была укомплектована одними американцами. Их выводы могли иметь тенденциозный характер. Другое дело, если бы экспедиция оказалась смешанной.
И такая экспедиция через некоторое время появилась. Газета «Туркестанский курьер» сообщала: « 27 марта 1911 г. Голодную степь посетили члены экспедиции». Представителями экспедиции были американцы – почвовед Вильям Макки и инженер Артур Дэвис, знаток Закаспия В.В.Дубасов и инженер С.Ф.Островский. Подробно осмотрев опытное поле и ознакомившись с условиями ведения сельского хозяйства на засоленных почвах, американцы в тот же день отправились в Закаспий, не преминув взять для анализа образцы местных почв, сортов хлопчатника.
Гаммонд действовал энергично, по американски. Но вслед за ним зашевелились и другие, как в России , так и за ее пределами. Голодная степь все больше и больше притягивала взоры. Вот что писали тогда в газетах:
«В последнее время по инициативе бывшего министра М.Л.Федорова возобновились имевшие место два года назад так называемые переговоры между группой иностранных капиталистов и крупными русскими кредитными учреждениями. В переговорах этих со стороны иностранных капиталистов принимают участие американский стальной трест Моргана, Джеймс Гульд и Французско-Американская промышленная корпорация, торговый дом братьев Дрейфус, Ротшильд и др. Со стороны русских капиталистов в этом деле заинтересованы банкирские дома Джамгарова, Юнкера и Вавельберга, Азово-Донской и Сибирский торговые банки, также несколько частных лиц».
Гаммонд просил разрешения на орошение 300 тыс.десятин земель южной части Голодной степи со сроком концессии 33 года (у других он был в три раза больше) и обязался образовать общество с русским капиталом, заселить Голодную степь «исключительно русским земледельческим элементом» из южных губерний России. Однако, в конечном счете, «гостю» пришлось отбыть за океан ни с чем. Голодная степь ускользнула из рук американцев.
У меня есть предположение, что Прокудин-Горский снимал три региона хлопководства для презентации крупнейшего в истории России инвестиционного проекта. И если так, то труды не пропали даром. Заснятая им Голодная степь с жалкими деревянными плотинками и вырытым вручную по хивинским технологиям 16 века каналом Николая I уже через два года ушла в прошлое. Буквально через несколько месяцев после съемок Прокудина-Горского сюда пришла современная техника - гигантские экскаваторы на ж.д. ходу, паровые силовые установки, при строительства нового Романовского канала впервые в истории России был применен железобетон. В 1913 г. состоялось торжественное открытие грандиозных сооружений, снимки которого можно увидеть здесь:
http://www.odin-fakt.ru/iskry/_41_jurna ... y_god1913/Почувствуйте разницу!