Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 04 июл 2020 15:26:05
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 220 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 22  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14 мар 2012 19:35:23 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
v_v_d писал(а):
....
Не отметаю пока и высказанную мной ранее версию с Александро-Невской Лаврой. Хан мог посетить ее с официальным визитом, как, например, он посещал Петропавловский собор в одноименной крепости. На сайте http://photoarchive.spb.ru видел соответствующее фото, но уже несколько дней по каким-то причинам я на него не могу попасть.
upd: Попал
Изображение
hosting images
Изображение
image hosting
Подпись:
Хан Хивинский Сеид Асфендиар Богадур-хан в сопровождении приближенных и русских офицеров выходит из Петропавловского придворного собора.
Дата съемки [1913 г.] Ателье Буллы
Много бы прояснила хроника в Питерских газетах того времени.


Я сразу даже не сообразил, что найденный мною снимок из журнала "Родина" за 1911 г. - то же самое, что один из приведённых выше Василием снимков.
Таким образом, указанная на сайте РГАКФФД дата - 1913 г. - ошибочна! Снимки были сделаны в 1911 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 июн 2012 05:02:01 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Снимок 20069 был соотнесён нами с авторским названием "Джигит Ибрагим" из списка Хантингтона:

Изображение

Вполне вероятно, что этот один из сопровождающих Прокудина-Горского, поскольку к местным типам он точно не относится.
В Википедии кто-то поставил под этим снимком подпись "Семиреченский казак". Форма и правда похожа на казачью, но кто этот "джигит" на самом деле?
Один из наших читателей (cassyan) написал в комментарии:
Цитата:
Сразу оговорюсь, что мои слова не стоит воспринимать как незыблемую истину. Но что знаю - расскажу:) В кавказской одежде служили, насколько я в курсе, казаки двух войск - Кубанского и Терского. Мусульман Кавказа в армию не призывали. Но существовали Дагестанский конный полк, и Осетинский конный дивизион. Впрочем, если я правильно понимаю, Дагестанский полк был расформирован в 1906-м году, и вновь собран в 1914-м, то есть его можно отбросить.
Далее. Если принять гипотезу, что наш джигит - действительно Ибрагим т.е. горец (что не факт), то можно более-менее уверенно исключить Кубанское КВ, там вроде бы горцев-казаков не было. А вот в Терском войске - как раз таки были, не в больших, но заметных количествах.
В сухом остатке: это либо терский казак в чине младшего урядника, либо боец Осетинского конного дивизиона, в чине младшего унтер-офицера. С некоторой, очень небольшой вероятностью того, что он таки не Ибрагим, а какой-нибудь Мыкола из Кубанского КВ. Тем более, что как раз в Кубанское войско влилось некоторое количество сербов, на коих наш джигит тоже вроде похож:)
Что означает продольный галун на погоне - я, увы, не в курсе.
Да, по идее до 1914 года у казаков на погонах должны были иметься буквы - краткое указание на полк, в котором служил казак. Насколько твёрдо это выполнялось на практике - не знаю. По крайней мере, у джигита Ибрагима таких расшифровок на погонах не просматривается.
Ну, вроде всё. Я, в общем-то крайне мало знаю о тех временах, но если что-то где-то попадается - читаю.


Вопрос действительно оказался весьма интересным!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 июн 2012 17:43:19 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Тот же пользователь прислал ещё один интересный комментарий по снимку с джигитом:
Цитата:
Я, собственно, так сразу и понял, что идея о том, что на фото изображен семиреченский казак - не ваша. Скорее всего автор идеи рассуждал примерно так: "На фото явно изображен казак. А какие казаки у нас жили в тех местах? Ах, семиреченские? Значит, это - семиреченский казак!" Но только вот дьявол, он как всегда - в деталях.:)

Форма действительно похожа на казачью. Но не на семиреченскую. В то время существовало разделение всех казачьих войск на два вида, что ли: кавказские войска, к которым относились Кубанское и Терское, и степовые войска, к которым относились все остальные, в том числе и Семиреченское. Форма, в которой щеголяет "джигит Ибрагим", присвоена именно кавказским казачьим войскам. Кстати, и холодное оружие на нем тоже именно кавказского типа, шашки степовых казаков выглядели не так, а кинжалов степовые войска и вовсе не носили. Степовые войска (то есть и Семиреченское тоже) носили казачью форму, скажем так, очень напоминающую обычную армейскую форму того времени. Как на той фотографии, что я приводил несколько ранее.

Кроме казаков форму кавказского образца в русской армии носили, как я уже писал, бойцы Дагестанского конного полка и Осетинского конного дивизиона. Но Дагестанский конный полк на 1911 год не существовал. Остаётся только Осетинская конный дивизион. Про другие части, носившие черкески в качестве формы, я лично не слышал. Да, ранее были ещё горцы в Собственном ЕИВ Конвое, но к 1911 году Конвой уже состоял исключительно из казаков.

В общем моё (не очень, правда ценное) мнение таково. По мере уменьшения вероятности это один из вариантов:
1. Терский казак.
2. Осетин из конного дивизиона.
3. Кубанский казак.

Для более подробных сведений вам придётся искать униформологов, я, увы, весь свой запас знаний исчерпал:)

Попутно выяснил, что означает продольный галун на погоне. Такие галуны присваивали тем нижним чинам, кто хорошо овладел какой-либо воинской специальностью. Учителям конной езды, учителям фехтования, квалифицированным наводчикам орудий и т.п.. Так что слово "джигит", скорее всего, появилось не просто так. Видимо, перед нами действительно очень хороший наездник.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июн 2012 15:50:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Нашел вот интересный ресурс: http://www.tarusiny.ru/readarticle.php?article_id=15
Там на снимке "Казаки станицы Казанской (фамилии не установлены), г. Мерв, 1914 г." форма весьма похожа на ту, что у джигит Ибрагима.

Изображение

Казанская — станица в Кавказском районе Краснодарского края. Центр Казанского сельского поселения.
Т.е., вероятно на снимке Прокудина-Горского кубанский казак.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июн 2012 19:41:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Вот, ещё вычитал, что в 1911 г., когда снимал ПГ, в Мерве нём службу 1-й Кавказский Князя Потемкина-Таврического Кубанский казачий полк и там был его штаб: http://elan-kazak.ru/?q=almanakh-1-2009 ... po-prisyag

Цитата:
Перед окончанием кадетского корпуса Миша по собственному желанию подает прошение в 1909-м году на поступление в Николаевское кавалерийское училище в Петербурге и принимается в казачью сотню училища в августе того же года.
С переходом на старший курс училища (в сентябре 1910-го года) Михаил Демьянович переименован в войсковые урядники. Занятия в училище были весьма требовательными и по специальности. Вдобавок ко всем военным и кавалерийским предметам, исключительно в казачьих сотнях, обязательной была джигитовка. Михаил Демьянович слыл в ту пору одним из лучших джигитов...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 июн 2012 11:56:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
В примечание к снимку добавлено:
Цитата:
По всей видимости, на снимке запечатлён служащий 1-го Кавказского Князя Потемкина-Таврического Кубанского казачьего полка, дислоцировавшегося на момент съёмки в районе Мерва. Джигитами называли казаков, имевших специальную подготовку по верховой езде.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 июл 2012 04:44:09 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Снимок 21771 "Доктора":

Изображение

Согласно списку картин, показанных Прокудиным-Горским в Демидовских учебно-воспитательных заведениях 16 марта 1914 г., у этого снимка, очевидно, имелось другое авторское название - "Местные врачи".
Но на вид эти двое явно не местные, а, скорее, китайцы.

В докладе на Всероссийском съезде художников в январе 1912 г. Прокудин-Горский дал снимку третье название - "Врачи в Регистане".
Соответствующая информация внесена в примечание к снимку.

Этот и другие примеры ставят вопрос о вариативности авторских названий у Прокудина-Горского. Почему при составлении списка своих работ для той или иной проекции, он просто не переписывал названия из контрольного альбома, а иногда словно бы выдумывал их заново?

Например, в Списке Хантингтона нет названия "Так называемые "Барханные пески" в Закаспийской области" (как в докладе на съезде художников), а есть "Барханные пески близ станц. Чарджуй".

Обычно расхождения носят "редакционный" характер, но встречаются и содержательные, например, разная расшифровка названия должности Куш-беги: министр внутренних дел и Главный министр.

Даже названия памятников у ПГ пишутся по разному: то Улуг-Бек, то Улук-Бек.
Вероятно, не придавал таким тонкостям особого значения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 июл 2012 18:50:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
21816 "Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде"

Изображение

На снимке изображен мавзолей Ширин-Бика-Ака:
Изображение

21815 "Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде"

Изображение
На снимке изображен мавзолей Шади-Мульк 1373 г. (больше известный под именем его строительницы, сестры Тимура, Туркан-ака), расположенный рядом мавзолей Эмир-Заде 1386 г.

То же самое снимок 02270 "Шах-Зинде. Часть стены в проходе мертвых слева".

Статья "ИСКУССТВО СРЕДНЕЙ АЗИИ XIII—XV ВЕКОВ — Ч2 начало":http://art-blog.uz/archives/3179

Цитата:
Это поразительное декоративно-орнаментальное совершенство продолжено масте рами Мавераннахра в целой группе мавзолеев «голубого стиля» из комплекса Шахи- Зинды в Самарканде.

Два из них ныне замыкают коридор всего ансамбля. Один был отстроен для некоей знатной девушки, «опочившей в целомудрии» в 1360 году, как гласит наполовину исчезнувшая надпись . Другой утратил дату сооружения, однако сохранил не только имя покойника — некоего Ходжа Ахмада , но, главное, искусно вплетенное в орнаментальном листке имя своего чудесного мастера — Фахри-Али. Последний, очевидно, был самаркандец, о чем позволяет судить отсутствие лакаба — указания места рождения, которое обычно проставлялось зодчими и художниками — орнаменталистами иногороднего происхождения…

Одинаковый архитектурно-композиционный тип и художественно-декоративный стиль развивают три мавзолея из средней группы Шахи-Зинды, сооружение которых уже приходится на время правления Тимура — мавзолей Шади-Мульк 1373 года (больше известный под именем его строительницы, сестры Тимура, Туркан-ака) (илл. 253, 257), расположенный рядом мавзолей Эмир-Заде 1386 года, воздвигнутый напротив мавзолей Туглу-Текин (илл. 255),— и стоящий поодаль мавзолей эмира Бурундука…



21834 "Образцы мозаичных стен в Шах-Зинде"

Изображение

А это - левый портал мечети Туман-Ака.
Левый - если стоять к ней лицом.

02281 "Гробница родственников Тамерлана. Общий вид с левой стороны":
Изображение

А также 21733 и 21734 "Мазар на горе у Шах-Зинде":
Изображение

Это мавзолей Усто Али Насафи. Построен мастером Али из Насафа (современный город Карши) в 60-70 годы XIV века: http://www.liveinternet.ru/journalshowc ... =106650180

То же снимок 02282 (фрагмент предыдущего).

02271 "Деталь мавзолея над гробницей. Шах-Зинде" - и это он же, только вид сбоку:
Изображение



21828 "Гробница по той же стороне в проходе мертвых"
Изображение

По данным 1865-72 гг. вроде бы это мавзолей св. Куссама ибн-Абасса.
Здесь по ошибке назван мавзолеем эмира Бурундука: http://visualrian.ru/ru/site/gallery/#587556/context[mode]=advanced&context[q]=%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5&context[field]=keyword
По современным сведениям это Безымянный мавзолей, а мавзолей Кусамы находится в другой части комплекса Шах-Зинде: http://geography.su/books/item/f00/s00/ ... p000.shtml

21820 "Ниша задней стены в проходе мертвых":
Изображение

Пишут, что это мавзолей Ходжа Ахмада: http://www.liveinternet.ru/journalshowc ... =106650180

02283 "Выход из прохода мертвых с внутренней стороны"
Изображение

Очевидно, это и есть мавзолей эмира Бурундука.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 июл 2012 06:56:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Снимок 1907 г. 21813 "У входа в проход мертвых":

Изображение

На самом деле, это не вход в "проход мертвых", а его задняя часть, почти конец.

Если здесь есть эффект перепутанных подписей, то подошло бы авторское название "Выход из прохода мертвых с внутренней стороны", которое ошибочно присвоено снимку 02283 с мавзолеем эмира Бурундука:

Изображение

Кстати, ту же самую арку, что и на первом снимке, мы видим на 21822 "Проход мертвых. Деталь над входом":
Изображение

Соответственно, это название также, как минимум, не точное. Это скорее выход, чем вход.

02275 "Часть стены в проходе мертвых справа":
Изображение

Это мавзолей Туг-И-Текин (Амир Хусейн), 1386 г.
Сравните: http://www.touruz.narod.ru/samarkand/Sh ... nda_10.htm
Он стоит прямо напротив мавзолея Эмир-Заде.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 июл 2012 12:28:23 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3704
Vyacheslav писал(а):
Снимок 1907 г. 21813 "У входа в проход мертвых":

Изображение

На самом деле, это не вход в "проход мертвых", а его задняя часть, почти конец.

Если здесь есть эффект перепутанных подписей, то подошло бы авторское название "Выход из прохода мертвых с внутренней стороны", которое ошибочно присвоено снимку 02283 с мавзолеем эмира Бурундука:



На сайте БК в альбоме Богаевского 1865-72 гг. есть тот же вид:
Изображение

Подпись - "Вход Чаар-таг"

Смотрим Словарь архитектурных терминов Центральной Азии: http://www.aviatour.uz/page/tashkent/ob ... rint=print
Цитата:
Чортак - четырехарочная купольная сень


Всё ясно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 220 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 22  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB