Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 22 авг 2019 12:23:54
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 213 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 22  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 авг 2011 13:10:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 333
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 228#p14228 Сообщение №14228
Сергей Прохоров писал(а):
В выходные я был на даче, вернулся в воскресенье поздно вечером, да и сегодня был занят. Именно этим объясняется мое довольно долгое молчание (а не тем, что мне нечего ответить Славе.)

Слава писал(а):
Сергей! Я, признаться, вообще не понял смысл Ваших действий со сравнением пропорций фасада. Вы просто произвольно увеличили масштаб правой части (прокудинский снимок), поэтому все пропорции сразу же "поехали". Можно проделать то же самое, например, со Спасской башней московского Кремля, разделив её по оси, потом увеличить масштаб правой стороны, и тем самым "доказать", что это две разные башни.

Забавная критика :) . Если считать ее правильной, то она в равной степени касается и самого Славы - того построения, которое он представил 17 июня ( http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=19&start=10 ). Или построение, доказывающее его идею, правильно и корректно, а построение, опровергающее ее, - неправильно? :D

Впрочем, не будем об этом. Я нашел еще одно доказательство того, что на фотографии [pg]0082[/pg] - не мечеть Юсуфа Хамаданского - доказательство настолько очевидное, что остается удивляться, как никто (в том числе и я) до сих пор этого не заметил.

Для начала покажу обмерный чертеж фасада мечети Юсуфа Хамаданского, сделанный Г.Пугаченковой (Памятники архитектуры Туркменистана. Л., Стройиздат ЛО, 1974, с. 155):

Изображение

Ссылка для Елены: http://narod.ru/disk/18097331001/fasad.jpg.html

Почему я дал именно чертеж, а не фотографию? Дело в том, что обычно на фотографиях показаны только левая и центральная часть фасада, а правая закрыта мавзолеем - а нужно изображение именно всего фасада в целом.

Обратите внимание: всё строго симметрично. Повышенная центральная часть со стрельчатым порталом, по сторонам от нее более низкие части со стрельчатыми арками в двух этажах, а еще дальше от центра - еще более низкие лестничные пристройки.

Теперь покажу этот чертеж еще раз, только выделю красным цветом одну из частей фасада:

Изображение

Ссылка для Елены: http://narod.ru/disk/18097304001/fasad1.jpg.html

А теперь посмотрим на фрагмент фотографии [pg]0082[/pg] (высветленный, по примеру Славы):

Изображение

Ссылка для Елены: http://narod.ru/disk/18097388001/PG.jpg.html

Всё как будто хорошо... Только где же та часть, которую я выделил на чертеже красным цветом?! Справа есть соответствующая часть - а симметричной ей слева нет!

И ведь не сошлешься на то, что ее не видно за зданием с куполами: при такой же высоте, как правая часть, она должна была бы быть видна. Предполагать, что тогда этой части не было, а позже она была реставрирована - тоже не приходится: посмотрите на представленные мною фотографии из книг 1894 и 1974 года ( http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14104#p14104 ; http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?p=14114#p14114 ); была эта левая часть и до Прокудина-Горского, и после.

Я уж не не останавливаюсь на разном соотношении высот частей фасада. И так уже всё ясно.

Интересно, что ответит Слава? Неужели и здесь найдет какую-то некорректность?

P.S. При ответе обязательны ссылка на адрес этого сообщения в интернете и указание моей фамилии.


Задача.
Дано: расстояние А справа. Симметрично ему располагается расстояние В, которое, по законам перспективы, сократилось более чем в 2 раза. Справа имеется расстояние С, которое в 2 раза меньше расстояния А.
Вопрос: чему будет равно расстояние D слева, которое симметрично С справа? (Ответ: оно будет невидимым или равным 0)
Изображение
png upload

Дальняя боковая пристройка на нижнем ярусе фасада мечети слева не видна за куполом по законам перспективы.
Изображение
image uploading
Мы уже это ранее проходили. http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 517#p12517 Сообщение №12517


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 авг 2011 17:04:21 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Ещё раз о бесценной карте Голодной степи: http://kartolog.ru/wp-content/uploads/2 ... 0133_w.jpg
Она позволяет привязать многие снимки из данной серии.
Например, снимок 21792 "Сбор хлопка в Бегавате."
Изображение
На карте это "Кишлакъ-Бегов.". Непонятно, зачем потребовалось сокращать. Современное название города - Бекабад (до 1964 — Беговат), находится в Узбекистане на берегу Сыр-Дарьи у самой границы с Таджикистаном.

Снимок 21859 "Озеро Алькакуль и мост через магистральный канал."
Изображение
Это озеро легко найти за рекой Сыр-Дарья между поселками Спасский и Никольский.

Интересный случай - снимок 21890 "Назар Магомет. "
Изображение
Селение с таким названием было раньше восточнее Ташкента близ знаменитой (теперь) Брич-Муллы. Однако это далеко от мест съемки.
Может быть, "Назар Магомет" - имя проводника Прокудина-Горского?
По-моему, дяденька на коне тот же, что и на снимке 21877 " На работе у верховья Сыр-Дарьи.":
Изображение

А второй дяденька из телеги (в черной шляпе) фигурирует на снимке 21796 "Водоподъемная машина Инженера Моргуненкова на канале Императора Николая I близ казенного домика.":
Изображение

И на снимке 21891 "Джунгара":
Изображение

(кажется, это ранее где-то отмечал DMITRI).

Кстати, весьма похожий типаж в той же шляпе и с длиннющими усами есть на одном из карельских снимков Прокудина-Горского: http://www.veinik.by/foto/0201-0300/0278l.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 авг 2011 08:39:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
В продолжение предыдущего поста.
Вполне возможно,что на снимке водопоъемной машины и двух других запечатлен сам инженер Моргуненков.
Краткая справка: Моргуненков Федор Петрович (1880—1939), гидротехник, ирригатор, мелиоратор, проф. Среднеазиатского ун-та, сотрудник Главводхоза, Гидропроекта.

После революции он развил особенно бурную деятельность.
Вот здесь можно найти скан его книги: http://www.cawater-info.net/library/rus ... /index.htm
Ф.П. Моргуненков, И.А. Севастьянов - Новая Туркмения. Ирригационные перспективы Туркменской ССР (1925)

Чрезвычайно интересный отрывок из книги оспоминаний о жизни и работе в Ташкенте чиновника Министерства земледелия Алексея Алексеевича Татищева (Татищев А.А. Земли и люди: В гуще переселенческого движения (1906-1921). – М.: Русский путь, 2001.), где упоминается деятельность Моргуненкова и есть много подробностей к снимкам серии Голодной степи: http://mytashkent.uz/2011/03/02/golodnaya-step/
Там упоминается ещё ин­женер Федор Федорович Толмачев, начальник работ по оро­шению северо-восточной части Голодной степи. Так что человек в черной шляпе на снимках ПГ мог быть и Толмачевым.

А вот здесь можно почитать о сущности машины Моргуненкова: http://higreen.net/?p=514


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 авг 2011 16:25:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Кажется, найдена первая ошибка в подписях Голодной степи.

Снимок 21859 "Озеро Алькакуль и мост через магистральный канал."
Изображение
Как я писал вчера, это озеро легко найти за рекой Сыр-Дарья между поселками Спасский и Никольский:

Изображение
gif upload

На карте ясно видно, что соответствующий крутой изгиб у канала имеет река Сыр-Дарья, а отнюдь не озеро Алкакуль, которое даже не попало в границы кадра.

Кстати, обратите внимание на озеро Кият куль чуть ниже по карте. Очевидно, именно это озеро объясняет название снимка 21778 "Магистраль и глубокая выемка. Киат.":
Изображение

А также снимка 21785 "Никольский поселок с Киата против Лебединого озера.":
Изображение

Ведь по карте Никольский поселок как раз напротив озера Кият куль.
Правда, не совсем понятно, что означает название "Лебединое озеро" - русский синоним Кият куль?

Что скажут исторические источники?
А.В.Тутов. История освоения Голодной степи. 1869-1917 гг.: http://cossac-awards.narod.ru/Zametki/Z ... _step.html

Цитата:
В течении 1895 – 1896 гг. князь предпринял строительство еще одного канала, названного им канал «Николай I» ( ныне К-3). Этот канал осуществлял водозабор ниже Бекабадских порогов, для чего на левом берегу были построены несколько дамб, соединяющих отдельные острова в пойме, и водозахватная шпора в сочетании со старинными приспособлениями – «сипаями». Канал с расходом несколько более 5 м3/сек имел очень малое сечение и значительную длину – 84 км. Трасса его проходила по пойме реки, затем выходила на обрывистый берег Сырдарьи возле Кията и потом поворачивала в направлении железнодорожной станции Голодная степь ( ныне г.Гулистан).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 авг 2011 16:10:43 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
На современной (вернее, советской) карте на месте Никольского поселка обозначен населенный пункт Кият.
Изображение
upload pngpng

Очевидно, Прокудин-Горский под Киятом имел в виду название кишлака, рядом с которым возник Никольский поселок.
Но всё же не понятно, почему он записал "вид с Киата", как будто речь шла о горе или ином возвышенном месте. Может быть, кишлак находился на высоком берегу Сыр-Дарьи, тогда как Никольский поселок - в пойме?

Есть ещё одна загадка - снимок 21798 "Запорожский мост через Сыр-Дарью. С правого берега."
Изображение

Сначала я думал, что это название дано в честь Запорожской Сечи, подобно другому "украинскому" названию в Голодной Степи - поселку Волынский.
Ничуть не бывало. Имеются в виду отнюдь не днепровские, а сырдарьинские пороги известные под названием Беговатских. Находились понятно где - в Беговате (см. Бекабад на карте). Наверное, мост должен был чуть ниже по течению Беговата.
Непонятно вот что.
Смотрим завещание великого князя Николая Константиновича Романова: http://www.rusarchives.ru/publication/nkromanov.shtml

Цитата:
Я, нижеподписавшийся, великий князь Николай Константинович Романов, находясь в здравом уме и твердой памяти, на случай смерти делаю следующее распоряжение:
....
4. Два моста, из которых один находится на р. Сырдарья у Запорожья в Ходжентском уезде, а другой на р. Чирчик близ моего имения "Искандер"...


Речь здесь явно идет о названии нас. пункта Запорожье, который в другом дореволюционном источнике именуется поселком Запорожский.
Но вот этого-то названия я не нашел ни на одной карте, включая подробнейшую карту Голодной степи!
Так что точное местоположение того моста пока не определено.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 авг 2011 14:52:37 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Решил выяснить, как теперь называются русские переселенческие поселки Голодной Степи.
На советской (1980-х) топокарте на месте пос. Никольский обозначен "Кият", а на месте пос. Конно-Гвардейский - Красногвардейск.
Стал проверять современное положение дел по Гуглу.
Каково же было моё удивление, когда в соответствующих местах я увидел латинскими буквами названия "Nikolski" и "Konnogvardeysk".
Нашлись также старые названия "Obetovanni" и "Verkhnevolynskoye"!!!
Ума не приложу, как они смогли сохраниться!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 авг 2011 16:11:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Vyacheslav писал(а):
Кажется, найдена первая ошибка в подписях Голодной степи.

Снимок 21859 "Озеро Алькакуль и мост через магистральный канал."
Изображение
Как я писал вчера, это озеро легко найти за рекой Сыр-Дарья между поселками Спасский и Никольский:

Изображение
gif upload

На карте ясно видно, что соответствующий крутой изгиб у канала имеет река Сыр-Дарья, а отнюдь не озеро Алкакуль, которое даже не попало в границы кадра.


Хорошо, что не успел внести в Итоговые таблицы :-)
Подпись к снимку оказалась, по-видимому, верна, в отличие от карты.
На советской штабной карте напротив пос. Баяут прямо у канала обозначено болото Халкакуль, имеющее такую же форму, как на снимке ПГ. А чуть ниже - озерцо Халкакуль. Самое интересное, что как раз напротив этого озерца через канал показан мостик!
Не знаю, что именно из двух вариантов было на снимке (озеро или болото), но явно одно из них.
Изображение
image upload


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 авг 2011 19:20:01 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Снимок 21850 "Дворец Великого Князя Николая Константиновича на берегу Сыр-Дарьи.":

Изображение

Снимок 21798 "Запорожский мост через Сыр-Дарью. С правого берега."

Изображение

Где были сделаны эти снимки? Ответ предлагается на сайте "Письма о Ташкенте": http://mytashkent.uz/2011/04/04/tashken ... lzhenie-1/

Цитата:
В процессе работ по орошению Николаем Константиновичем был построен на его же средства деревянный мост через Сырдарью, за порогами в трех километрах от станции Хилково Среднеазиатской железной дороги. Кроме того, близ станции Драгомирово был выведен крупный глинобитный дом, получивший название дворца , поскольку в нем во время работ проживал сам великий князь и весь его штат.


Автор текста - Академик АН УзССР Михаил Евгеньевич Массон, кстати, супруг Г.А. Пугаченковой.

Пороги, как мы помним, находились у современного Бекабада (Беговата).

Изображение
post image wordpress

Однако для полноты надо привести цитату из сообщения одного из участников Форума Эмигрантов Узбекистана:

Цитата:
По всем описанным признаком это берег Сыр-Дарьи под городом Пролетарском (бывшая ст. Драгомирово ) на территории Таджикистана. Но самое интересное, что никаких признаков дворца , приведенного на фотографии Прокудина-Горского, по картам там не обнаруживается… возможно он исчез, попав в зону подтопления водохранилища Фархадской ГЭС, построенной в 40-е годы…не помнят об этом дворце и люди проживающие ныне в городах Бекабаде и Ширине, стоящих на границе по реке…я расспрашивал.


Кстати, до сих пор у нас не было свидетельств, что Прокудин-Горский снимал на территории современного Таджикистана.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 авг 2011 03:44:52 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Vyacheslav писал(а):
Интересный случай - снимок 21890 "Назар Магомет. "
Изображение
Селение с таким названием было раньше восточнее Ташкента близ знаменитой (теперь) Брич-Муллы. Однако это далеко от мест съемки.
Может быть, "Назар Магомет" - имя проводника Прокудина-Горского?
По-моему, дяденька на коне тот же, что и на снимке 21877 " На работе у верховья Сыр-Дарьи.":
Изображение


Предполагаемый Назар Магомет замечен в Никольском поселке:
Изображение
image upload

По крайней мере, это не русский поселенец.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 25 авг 2011 09:38:37 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3585
Снимок 21841 "Наблюдение солнечного затмения 1/I 1907 г. близ ст. Черняево в горах Тянь-Шаня над Салюктинскими копями."

Изображение

Как мы знаем теперь из отчета ИРГО, лагерь экспедиции с 26 декабря 1906 г. по 5 января 1907 г. был устроен на одной из вершин северного склона хребта Туркестанского Чаар-Таш.

Подробная карта Сулюкты (Салюткинских копий) есть здесь: http://download.maps.vlasenko.net/smtm100/j-42-008.jpg

Но Чаар-Таш мне на ней найти не удалось, хотя это название упоминается в Сети.
Например, Владимир Чивилихин, книга "Пестрый камень" (М., "Молодая гвардия", 1978.):

Цитата:
Наша спасательная экспедиция вчера вернулась. Сейчас, в начале весны, в
горах очень тяжело, а Чаар-Таш вообще редкое по трудности место.
Обстоятельства смерти Белугина (если он действительно погиб) по-прежнему
неясны, и я тут не могу отступать от истины. Приведу выдержки из отчета
экспедиции.
"...Обследованный участок протяженностью 12 километров расположен в
высокогорной зоне и в силу сложных орографических условий является
исключительно лавиноопасным, о чем свидетельствует большое количество
конусов, перерывающих дорогу. Мощность отдельных лавин до 20 тысяч
кубометров.
Отряд был доставлен вертолетом в район метеостанции Чаар-Таш для
осмотра высокогорных участков. На станции выяснилось, что В.Белугин, чтобы
ускорить спуск, собрался тогда двинуться по руслу безымянного ручья
(правая составляющая р.Тугонец).



Цитата:
Ну вот я и оседлал Ферганскую горную гряду. Пишу уже с Чаар-Таша . Не
знаю, когда ты получишь это письмо. С почтой тут худо. Ближайшее селение
Араголь в 35 километрах, однако наблюдатели сказали, что они туда бегают.
Я по привычке буду писать тебе аккуратно и отправлять, как выйдет оказия.

Чаар-Таш - это седловина в горном хребте, домик на высоте почти 3000
метров, заваленный снегом, метеоплощадка, длинный сарай с топливным
складом, агрегатной, мастерской и еще какими-то пристройками.


Может, это вообще другой Чаар-Таш? Но ведь всё совпадает - это место метеостанции. На снимке Прокудин-Горского видна некая деревянная конструкции - вероятно метеостанция там была уже в 1906 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 213 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 22  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Majestic-12 [Bot] и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB