Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 14 дек 2017 06:26:33
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 10:29:54 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Неотъемлемой частью коллекции Прокудина-Горского и ценнейшим источником при её исследовании являются контрольные альбомы - фотографические каталоги, сформированные в основном по географическому или тематическому принципу.
Общее число составленных Прокудиным-Горским контрольных альбомов до сих пор не известно, есть основания предполагать пропажу одного из них.
Сохранившиеся альбомы не всегда имеют собственные названия, а сложная структура ряда альбомов иногда заставляет колебаться в том, что считать самостоятельным альбомом, а что - его частью.

Поэтому с некоторой долей условности можно составить следующий список контрольных альбомов:

* Разное и этюды (снимки 1903-1916 гг.)
* Мариинская система (1909 г.)
* Урал (фотографии, сделанные с 17 августа по 12 сентября 1909 г.)
* Урал (продолжение) (снимки 1910 г. и 1912 г.)
* Кавказ (снимки 1904-1905 и 1912 гг.)
* Местности, с которыми связано воспоминание об Отечественной войне.(1911-1912 гг.)
* Туркестан (снимки 1906-1907 и 1911 гг.).
* Район Волги (1910 г.)
* Район Волги (продолжение) (1910 г.)
* Район Волги и ее притоков (1911 г.)
* Камско-Тобольский водный путь (1912 г.)
* Работа на реке Ока (1912 г.)
* Мурманская железная дорога (1916 г.)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:29:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
В альбоме "Разное и этюды" нашел автограф Прокудина-Горского (http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0004a/0098v.jpg).

Странная надпись "Я сам профессор" на месте оторванной контрольки.
При этом слово "профессор" написано, возможно, кем-то другим (более жирно).

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:31:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Слава писал(а):
В альбоме "Разное и этюды" нашел ещё один автограф Прокудина-Горского (http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0004a/0098v.jpg).

Странная надпись "Я сам профессор" на месте оторванной контрольки.
При этом слово "профессор" написано, возможно, кем-то другим (более жирно).

Изображение


Я не специалист в области почерковедения, но по-моему слово "профессор" написал тот же человек, что сделал запись:

"Негативы №№ 421, 423, 424, 430 и 453 у профессора. 7/6/38".

Изображение

Очевидно, что под "профессором" имелся ввиду все-таки Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:31:47 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Вот ещё загадочная надпись в одном из альбомов: "Оставш[иеся] целыми в ящ[ике] 8 отмечены сверху знаком х".

Изображение

Ссылка на страницу альбома:
http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0012a/0362v.jpg

После чего оставшиеся целыми? После переезда из России в эмиграцию? Не хочется шутить на такую тему, но, по всей видимости, ящик 8 в дороге уронили.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:32:30 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Если не ошибаюсь, подписи в контрольном альбоме по Дагестану (снимки сделаны не позднее 1905 г.) выполнены самим Прокудиным-Горским - легкий размашистый почерк. См., например, http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0008a/0244v.jpg.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:33:16 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 19 авг 2008

Провел некоторое исследование контрольных альбомов. Представляется, что пометки в них во многом отражают судьбу коллекции. Помимо распределения по тематическим альбомам материал (негативы) были распределены по ящикам. При этом имела места перекладка всех негативов (очевидно, в момент вывоза). На некоторых листах можно найти первоначальную нумерацию ящиков, сделанную простым карандашом. Новая нумерации сделана вся красным карандашом. Судя по почерку (написание буквы «я»), новая нумерация ящиков сделана рукой самого Прокудина-Горского (очевидно, уже во Франции).
Номера ящиков красным указаны только на тех листах альбомов, на которых представлены негативы, вывезенные из России. При этом сами вывезенные негативы помечены красной галочкой (или красным крестом). Если на странице альбома нет ни одной красной галочки, то на нем нет и номера ящика. Это весьма наглядно видно на примере листов, посвященных пермскому пушечному заводу. Там все контрольки вырвала цензура, поэтому нет красных галочек и указания на ящик. Однако на одном из таких листов (всего их три) рукой ПГ сделана пометка «Есть негатив», поэтому тут же поставлен номер ящика.
Номеров ящиков и красных галочек нет на большом массиве негативов, которые, очевидно, никогда не покидали Россию. Отдел II (продолжение) Волга (Кашин, Углич, Рыбинск, Толгский, Ярославль, Кострома), а также уральские снимки 121 по 200: Верхотурье, Кушва, Тагил, Кыштым.
По числу красных галочек мы можем почти точно подсчитать, сколько негативов было вывезено из России. Однако за годы мытарств во Франции часть из них куда то подевалась, поэтому на страницах альбома есть пометки второй инвентаризации – она отражает то состояние, в котором коллекция сохранилась ко времени её покупки. Эти пометки представляют собой «красный угол». В небольшом числе случаев всё же есть расхождения. Так, в нескольких случаях красного угла нет у тех контролек, негатив которых сохранился в разбитом виде. И наоборот, в двух-трех случаях красный угол поставлен у контролек, негативы которых сейчас отсутствуют. Однако на 99% красный угол означает наличие негатива. Кем и когда была сделана эта последняя инвентаризация – не известно.
Ещё есть пометки, которые в разных вариантах включают в себя букву «Д». Полагаю, что они указывают на наличие диапозитива к негативу. Эти пометки сделаны рукой Прокудина-Горского.
На многих контрольках с боку есть пометки в виде букв «р» или «в» (иногда – одновременно). Их значение не известно. С красным углом они никак не соотносятся. Судя по цензурированным снимкам пермского пушечного завода (которые также имеют такие пометки), эти пометки были сделаны ещё в то время, когда вся коллекция была в наличии.
Всего ящиков 26. Число негативов в них весьма различно. В большинстве ящиков сохранилось от 70 до 90 негативов. В Ящике №19 сохранился только один негатив (хотя на момент вывоза из России в нем было 49 негативов). В ящике №26 (Италия) сохранилось 8 негативов из 24-х, вывезенных в нем. Больше всего негативов в ящике №9 – 97 (из 99 вывезенных в нем).
Распределение по ящикам в большинстве случаев логично. Так, в первых двух ящиках содержится материал по Верхней Волге, в 3 и 4 ящиках – негативы Костромы, Ярославля, Ростова, Переславля. 11,12 и 13 ящики - Камско-Тобольский водный путь, 14, 15 и 16 ящики целиком посвящены Средней Азии, 20 и 21 ящики – Кавказу, 23 и 24 ящики – Мурманской дороге, 18 и 19 ящики – проекту в память 1812 г.
Однако есть и исключения. Так, в ящике №6 содержатся Мариинская водная система, Кавказ и Волга около Костромы. В 25 ящике содержатся разнообразные по темам ранние фотографии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:34:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 29 декабря 2008:


Как я писал выше, одной из загадок является то, что сохранились только 14 контрольных альбомов, тогда как по архивным данным их должно быть 15.

До сих пор нет ясности, кем и когда составлялись альбомы. Как показали проведенные нами графологические исследования, рукой ПГ помимо пометок и поправок к основным подписям были сделаны подписи в "мурманском" альбоме и подписи к фотографиям Дагестана.

Вопрос хронологии более сложный, как отмечалось выше, к апрелю 1913 г. существовало уже 14 альбомов.
Только что я перечитывал одну из статей Гараниной и обратил внимание на следующую цитату из записок ПГ:

«Если с одной стороны, благодаря всему описанному, работа моя была
обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна,
требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий.
[…] Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень
трудных условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в
лаборатории вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи,
особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съемку при другом освещении
прежде, чем уехать в следующий намеченный пункт. Затем с негативов
там же в пути делались копии и вносились в альбомы». Эти записки Гаранина получила из личного архива С.М.Прокудина-Горского - внука, скончавшегося в 2005 г.

Здесь обращает на себя внимание фраза "Затем с негативов
там же в пути делались копии и вносились в альбомы".
Дело в том, что несколько альбомов имеют сводный характер, куда включались снимки, относящиеся к самым разным периодам времени. Особенно сильно это касается кавказского и туркестанского альбомов. Про "Этюды и разное" вообще говорить не приходится.
Может быть, походные альбомы существовали отдельно от тех, которые знаем мы?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:35:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 30 июня 2009:

Первое документальное упоминание об альбомах в письме от 13 декаюря 1910 г. министру финансов от Столыпина:

"К негативам имеются фотографические альбомы-каталоги, в которых
наклеены фотографические копии с подписями под каждой, дабы можно
было, при надобности, быстро выбрать необходимый негатив и по копии
судить о его сюжете".

Для меня очевидны следующие факты:
1) для всех первых съемок 1904-1905 гг. был специальный журнал, куда заносилось не только место, но даже время съемки с точностью до часа
2) снимки 1906-1908 гг. толком не учитывались. Среднеазиатские снимки 1907 г. подписаны в альбоме по памяти. Для съемки в Ясной Поляне были какие-то блокнотные записи, но не очень аккуратные.
3) альбомы 1909 г. в целом имеют высокую точность и достоверность, что говорит о ведении журнала и тщательном контроле за процессом съемок.
4) волжские альбомы 1910 г. в целом создавались на основе регулярного журнала. Но конкретно участок в районе Твери был отмечен какой-то организационной катастрофой, о которой нам пока ничего неизвестно. Как будто был утерян журнал съемок этого участка со вклейками. Остались записи (некоторых) снятых объектов без связи с негативами. Что-то попытались восстановить по памяти, но, как видим, неудачно. Возможно, самому ПГ пришлось отлучиться (заболел) и работы на участке Твери проводились без него.
Куда делись негативы Сучков, Калязина, Свистухи и т.д.? Думаю, они хранились в ящике с неидентифицированными (безсистемными) снимками. В своих воспоминаниях 1932 г. ("Введение в мемуары") ПГпрямо указывает, что в России были оставлены снимки, сделанные в разных местах и не связанные общей системой (этот пассаж я нашел, если не изменяет память, в статье Минахина)..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:38:46 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 30 июня 2009:

Контрольные альбомы ПГ начал делать с первой "Высочайше одобренной" экспедиции 1909 г., причем альбомы делались прямо в пути. В статье Гараниной читаем цитату из воспоминаний ПГ: "Делать снимки приходилось в самых различных и часто очень трудных
условиях, а затем вечером надо было снимки проявить в лаборатории
вагона и иногда работа затягивалась до поздней ночи, особенно если
погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли
необходимым повторить съемку при другом освещении прежде, чем уехать
в следующий намеченный пункт. Затем с негативов там же в пути
делались копии и вносились в альбомы».

С этим более-менее ясно. Не известно, был ли сделан альбом для снимков из списка Хантингтона.
Как обходился ПГ без альбомов до 1909 г.? Я думаю, что, скорее всего, он указывал в своих рабочих тетрадях напротив названия рабочий номер негатива.
Когда ПГ решил добавить старые дагестанские фотографии 1904 г. и черноморские снимки 1905 г. в сводный альбом "Кавказ" он почему-то не стал использовать точные названия, известные нам по списку 416, а подписал их по-памяти, типа "В горах Дагестана". Там, где пытался назвать поточнее, нередко ошибался ("мост Шамиля в Нижнем Гунибе"). Почему он не стал давать точные названия по своим записным книжкам? Может быть, лень было с этим возиться, А может эти рабочие записи куда-то запропастились?

Альбом "Разное и этюды" весь подписан по памяти - чуть ли не наугад. Когда именно он был составлен - для меня вопрос. Снимок Лугано с автобусом не мог появиться раньше конца 1913 г., а снимок Тифлиса - ранее лета 1912.
С другой стороны, по описи 1913 г. у ПГ было уже 14 альбомов (как и сейчас). Но к ним добавился в 1916 г. альбом мурманской ж.д. Вопрос: что было в недостающем 15-м альбоме?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 12:39:39 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 1 июля 2009:

Сейчас окончательно убедился: ВЕСЬ Верхневолжский альбом составлялся после поездки и контрольные снимки к готовому списку названий подбирались "по содержанию" (возможно, отчасти по памяти). В ряде случае составителю удалось подобрать снимки более-менее точно, и это долго сбивало меня с толку. Теперь понятно: весь Верхневолжский альбом надо перепроверять до последнего кадра!
И ещё: надо выявить и составить список всех "безхозных" названий. С высокой степенью вероятности это будет список реально существовавших снимков, негативы которых утеряны.

При этом остается вопрос: почему в альбоме нет названий, соответствующих ряду сохранившихся негативов? Ответ: в альбоме просто утеряны некоторые листы.
Под контрольными отпечатками стоят те же номера, которые я сначала принял за рабочие номера негативов (из-за совпадения с номерами негативов Капустников и «могилы Гагарина»). Потом я понял, что это просто порядковые номера снимков в альбоме, под которые были подогнаны (путем исправления) номера негативов Капустников и «могилы Гагарина». При этом позднее для снимка «могилы Гагарины» номер 204 был зачеркнут и написан новый «199»!

Так вот, страница 20 Верхневолжского альбома (по нумерации БК) заканчивается номером 164, а страница 21 начинается номером 179. При этом пробел приходится как раз на снимки из Тверского музея, которые мы имеем в виде «безальбомных» негативов.

Правда. При этом в самом альбоме пропущены некоторые номера негативов: на стр. 20 пропущены номера 150, 153, 154, 155, между стр. 19 и 20 выпал номер 157.

До этого стр. 18 заканчивается номером 126, а стр. 19 начинается номером аж 147.

Как заполнялся Верхневолжский альбом теперь ясно, однако это порождает ещё большую загадку – почему ПГ или его помощники при заполнении альбома не использовали явную подсказку в виде точной последовательности рабочих номеров на негативах? Ведь это помогло бы правильно определить название во многих случаях. Совершенно необъяснимо!

Теперь я также уверен, что карандашные правки ПГ в Верхневолжском альбоме были сделаны до августа 1918 г. В них он дает ссылку на некие каталоги и диапозитивы к снимкам. Ни того, ни другого, насколько нам известно, в эмиграции у ПГ уже не было.

Ещё один вывод: ПГ не обладал хорошей фотографической памятью либо не всегда непосредственно участвовал в процессе съемок (либо верно и то, и другое).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 20 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB