Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 27 май 2017 04:17:32
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 11:44:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3217
Данная тема посвящена вопросам исследования негативов Прокудина-Горского, на которых, помимо самого снимка, содержится немало интересной информации.
Ещё в мае 2008 г. одним из участников проекта было замечено, что на многих тройных пластинках содержатся зеркальные номерные метки, которые отражают последовательность производства съемок. Эти метки могли быть сделаны только самим Прокудиным-Горским и его помощниками (в отличие от номеров, нанесенных на негативы позднее, в т.ч. сотрудниками Библиотеки Конгресса). В дальнейшем такие зеркальные метки были выявлены и систематизированы для Верхневоложской серии снимков, первой Уральской серии (1909 г.), Мурманского альбома (1916). Кроме того, зеркальные номера имеют почти все ранние снимки, сделанные до 1908 г. включительно, однако они далеко не всегда отражают хронологическую последовательность съемок и их система (логика) нумерации пока остается неразрешимой загадкой.
Помимо вышеуказанных случаях, на негативах коллекции можно обнаружить и другие оригинальные номера и пометки, имеющие различный смысл и до конца пока не расшифрованные.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 18:12:42 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3217
Моё сообщение от 6 декабря 2008 г.:
Поскольку я собираюсь в ближайшее время уделить значительное внимание проблеме авторской нумерации негативов Прокудина-Горского, считаю необходимым для начала процитировать статью Виктора Васильевича Минахина «КОЛЛЕКЦИЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ РОССИИ» В БИБЛИОТЕКЕ КОНГРЕССА (http://www.prokudin-gorsky.ru/download/ ... ection.pdf)



Цитата:
2.3. Тройные негативы на стекле
Второй комплекс коллекции включает 1902 стеклянных негатива размером 9 на 24 см. Размер кадрового окна – 8,5 см по горизонтали и от 7,5 см до 8 см по вертикали.
Единственная существующая в настоящее время полная нумерация всех негативов представлена четырехзначными (за небольшим исключением) номерами, которые сотрудники Библиотеки Конгресса перенесли с конвертов на стеклянные пластинки в 2000 году. К сожалению, нам не известно, в какой именно момент появилась эта нумерация на конвертах и является ли она авторской. Летом 2000 года эти «старые» конверты были заменены Библиотекой Конгресса на новые, более совершенные.
«Небольшое исключение» из четырехзначной нумерации составляют 176 негативов. Их номера заканчиваются буквой «x» и включают все числа от 1x до 178x за исключением двух: 19x и 113x. Эти 176 негативов в большинстве своем принадлежат к разряду «неизвестных», то есть тех, для которых в альбомах не отмечены соответствующие отпечатки.
История происхождения этих «нестандартных» номеров такова.12 До 1980 года эти негативы не имели никаких описаний и идентификационных номеров. Когда началась подготовка к печати большого числа изображений для публикации в книге Оллсхауза, персонал Prints and Photographs Division Библиотеки Конгресса присвоил им номера от 1х до 178х. Эта нумерация и сохранилась до наших дней. Позднее был установлено, что негатив 19х оказался фрагментом негатива 16х и был перенесен в этот конверт. Возможно, что то же самое произошло и с негативом 113х, хотя документальных подтверждений этому пока неизвестно.
Отметим, что нам удалось идентифицировать многие из этих «неизвестных» негативов. Для некоторых из них было найдено правильное место в альбомах, а для некоторых надлежащее место было реконструировано на утраченной странице альбома.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 18:13:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3217
Моё сообщение от 30 июня 2009 г.:

Вопрос с метками на тройных негативах меня самого завел в тупик. Я пытался установить хронологическую последовательность ранних снимков 1904-1907 гг. исходя из их зеркальных номеров. На 80% прослеживается хронологическая закономерность, остальные 20% её убивают. Я готов предположить, что Сайменское озеро, открывающее счет номерам негативов, снималось осенью 1903 г., до Дагестана (апрель 1904 г.). Но дагестанские снимки распадаются на две группы по номерам, между которыми стоят снимки Малороссии (1905 г.). Мог ли ПГ повторно снимать типы дагестанцев в 1905 г.?

С другой стороны, без контрольных альбомов с отпечатками только номер негатива мог дать привязку к записи в блокноте, значит, он должен был ставиться сразу и последовательно для всех негативов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 авг 2012 12:14:33 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3217
Печально, что интереснейшая тема исследования негативов оказалась у нас совершенно заброшенной. Жаль, что у меня за полтора года так и не нашлось времени опубликовать здесь результаты предпринятого ещё в 2010 г. исследования типологических особенностей негативов, которые позволили, например, со 100% достоверностью отнести к Малороссийской серии снимок 21652, ошибочно подписанный в альбоме как Сайменское озеро.
Надеюсь, до этого ещё дойдут руки.

Сейчас меня заставило вернуться к теме негативов небольшое открытие, сделанное при реставрации снимка "Школьники сарты".
Как оказалось, он представляет собой уникальный случай в коллекции - один и тот же снимок существует в двух экземплярах (21895 и 21896):
Изображение
Изображение
Сначала я решил, что это обыкновенные дубли (каких много в коллекции), однако вскоре понял, что один из снимков именно копия, так как мимика у детей идентична.
В последние годы мы уже "сократили" на несколько штук число снимков в коллекции ПГ, обнаружив не замеченные ранее соответствия между контрольками и негативами.
Теперь мы можем сказать, что и в числе негативов на один снимок в коллекции стало меньше: не 1902, а 1901.
Зачем Прокудину-Горскому потребовалось делать копию "Школьников сартов"?
Мне кажется, ответ очевиден.

Сопоставим негативы:
Изображение

Из-за слишком большой выдержки на первом кадре тональность снимка ушла в красноту и его публичная демонстрация в таком виде не могла удовлетворить "мастера натурального цвета". Как мы помним из недавно обнаруженного мною документа, красная тональность многих прокудинских снимков вызвала нарекания у одного из зрителей-экспертов.
Вот ПГ и решил исправить тональность. До сего дня мы ничего не слышали о подобных экспериментах!
Я так понимаю, что на оригинале выдержку было уже невозможно исправить, зато это можно было сделать при изготовлении копии. Обратите внимание, что нижний кадр на копии (слева) отделён от двух предыдущих.
При этом при изготовлении копии сделано кадрирование, отрезаны засвеченные поля.
На копии ПГ старательно вывел тот же 608 номер, хотя прежний номер должен был просто воспроизвестись при копировании (разница в написании номеров едва заметна). Правильно! Копия была сделана до проставления нумерации! Т.е., очевидно, в том же 1907 г.

Остается вопрос: почему только у этого снимка имеется копия? Трудно поверить, что ПГ не попытался бы исправить подобным же образом десятки других бракованных снимков.
Я полагаю теперь, что все негативы со странным кадрированием (вроде "Рябины" или "Куш-беги") являются копиями.

Снимок 21754 "На Салюктинских копях" - явная копия. Здесь даже изображение порезано не по границам кадра:

Изображение

Я засветки нет, конечно.
Сравните с другим Салюктинским снимок (21821):

Изображение

"Мазар на горе у Шах-Зинде" 21334:
Изображение
Оригинал.

"Мазар на горе у Шах-Зинде" 21733:
Изображение
Копия.
Поздравляю всех, в коллекции уже не 1901, а всего 1900 оригинальных негативов :-(

"Мечеть Биби-Ханым" 21835:
Изображение
Судя по обрезке кадра - это копия, оригинал в коллекции отсутствует.
Кстати, когда ПГ на полях альбома писал примечание к контрольке "есть дубль", что он имел в виду? Теперь уже уверен, что копию негатива.
Помните портрет Льва Толстого, у контрольки которого есть такое примечание: http://lcweb2.loc.gov/pnp/proka/0004a/0082v.jpg
Обратите внимание, как он кадрирован. Я думаю, что копия негатива имеет как раз такой кадрированный вид.

Интересный случай с дублированным снимком "Во дворе сартского дома". 21865:

Изображение

Дубль 21866:
Изображение

Здесь мы имеет всё же дело именно с дублем, сделанным, очевидно, для исправления слишком большой выдержки первого кадра. Вероятно, фотограф сразу же осознал свою ошибку или у него возникли опасения и он решил подстраховаться.
Формально это два самостоятельных снимка, фактически - один, так как между ними отсутствуют хотя бы малейшие содержательные различия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 авг 2012 08:12:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 309
Очень важное открытие, Вячеслав! Полностью и абсолютно согласен с Вами.
В вопросе дубликатов негативов глубокоуважаемый Ours прав...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 авг 2012 15:55:05 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3217
v_v_d писал(а):
Очень важное открытие, Вячеслав! Полностью и абсолютно согласен с Вами.
В вопросе дубликатов негативов глубокоуважаемый Ours прав...


Спасибо, Василий! К сожалению, я уже позабыл, что писал глубокоуважаемый Ours относительно дубликатов негативов.

Возвращаюсь к копии снимка "Мазар на горе".
Я сейчас сделал сравнение фрагмента:
Изображение

Меня весьма удивило, что повреждения эмульсионного слоя идентичны. Логично было предположить, что они возникли в результате длительного хранения негативов в неблагоприятных условиях. Здесь же, судя по одновременной простановке зеркальных номеров, отразилось состояние снимков на 1907, максимум, на 1908 г.
Этот пример дал нам уникальную возможность понять, что многие повреждения негативов возникли если не изначально, то в самый ранний период после их создания.
Кстати, я уже давно подозревал нечто подобное, глядя на уникальный ("сеточный") характер повреждения эмульсионного слоя некоторых артвинских снимков. Было слишком очевидным, что они подверглись какому-то уникальному (неблагоприятному) воздействию, такие особые повреждения едва ли могли появиться в период общего хранения в составе коллекции.

У "Сартских школьников" также нашлись некоторые совпадающие повреждения эмульсионного слоя, хотя большинство всё же возникло уже после изготовления копии. Это говорит о постепенном накоплении пятнышек и царапин.

Кстати, снимки 21865 и 21866 при всей их абсолютной идентичности не имеют совпадающих повреждений эмульсионного слоя, что лишний раз доказывает их самостоятельность как дублей.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 май 2014 06:31:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3217
Дошли руки написать небольшое исследование по проблеме загадочного кадрирования некторых негативов Прокудина-Горского: http://oldcolor.livejournal.com/143999.html

Почему некоторые негативы дошли до нас в "обрезанном" виде, хотя контрольки делались с ещё целых, полноразмерных изображений:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB