Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 18 ноя 2017 19:40:57
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 15 апр 2011 09:41:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Сейчас уже можно с высокой степенью уверенности говорить, что самая первая фотоэкспедиция Прокудина-Горского по Российской империи состоялась в сентябре-октябре 1903 г. и была посвящена Финляндии. Маршрут поездки проходил, по видимому, от Райволы через Карельский перешеек до Выборга, далее по Сайменскому каналу до Вильманстранда на Сайменском озере, затем железной дорогой (или по воде) на курорты Пункахарью и Нейшлот (Савонлинна). Снимки носили в основном этюдный характер, запечатлев яркие краски осени.
Есть очень противоречивая информация о ведении Прокудиным-Горским дневника съемок (каталога) для данной поездки. С одной стороны, публикую в журнале "Фотограф-любитель" снимок замка в Нейшлоте, автор точно указывает дату (1 октября), условия съемок, включая выдержку в секундах. Воспроизвести такое по памяти спустя два-три года после съемок весьма проблематично. С другой стороны, анализ списка 416 показал, что названия финским снимкам даны в нём по памяти и даже безотносительно привязки к конкретным негативам содержат иногда грубые ошибки. Очевидно, что к осени 1905 г. Прокудин-Горский уже успел позабыть, где и что он снимал в Финляндии пару лет назад.
Эта тема посвящена исследованию снимков первой фотоэкспедиции Прокудина-Горского по Российской империи, а также вообще всех его снимков, сделанных на территории бывшего Великого Княжества Финляндского.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 10:41:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
В Бадхуспарке Нейшлота 1903 г. Прокудин-Горский
(опубликовано 7 декабря 2010 г.)


В октябре 2010 г. в рамках проекта "Наследие С.М.Прокудина-Горского" удалось идентифицировать один из самых ранних прокудинских снимков:

Изображение

В контрольном альбоме этот снимок подписан как "На Сайменском озере", однако никакой уверенности в правильности подписи не было. Целый ряд снимков с тем же названием оказались сделанными в других местах, так что и этот снимок вполне мог оказаться, например, парком Монрепо в Выборге.
С другой стороны, Сайменское озеро, которого почти не разглядеть на карте, на самом деле имеет длину береговой линии ... 14850 км., что в несколько раз больше чем у Черного моря, например. В этом смысле название "На Сайменском озере" означает не более чем "где-то в Финляндии".
Поскольку пейзаж на фото - самый типичный для озерной Финляндии и нет никаких архитектурных зацепок, задача идентификации снимка казалась совершенно невыполнимой.
К счастью, была подсказка - Список 416, составленный самим Прокудином-Горским в ноябре 1905 г. список из 416 сюжетов, отснятых им для издания в виде открыток. В этом списке само Сайменское озеро не упоминается ни разу, но есть несколько подходящих сюжетов по Нейщлоту (Савонлинне), крупному городу на Сайменском озере. Моё внимание привлек снимок №294 "Финляндия. Нейшлот. Вид в Брунспарке". Однако краеведы из Савонлинны сообщили мне, что у них никогда не было парка с таким названием и не смогли опознать вид на снимке. Казалось бы, версию с Нейшлотом-Савонлинной можно было бы оставить и искать в другом месте. Однако просмотр древних открыток с видами этого города дал интересный результат: в Нейшлоте был Бадхуспарк с похожим рельефом местности. "Бадхус" по-шведски - это ванное здание, водолечебница. А среди снимков Нейшлота у Прокудина-Горского (не сохранившихся) водолечебница упоминается несколько раз! Я посмотрел ещё несколько старых открыток с видами того же парка и стал узнавать на них дальний план прокудинского снимка. Сомнений почти не оставалось, нужно было найти теперь передний план для окончательной идентификации. Сделать это помог мой эстонский коллега: http://www.flickr.com/photos/juhapekkap ... 697216049/
Место старой водолечебницы занял теперь современный отель.

Изображение

Работа с этим и другими "финскими" снимками привела меня к интересному выводу: составляя в ноябре 1905 г. Список 416 Прокудин-Горский давал названия своим ранним фотографиям по памяти, а зрительная память у него (как было уже давно установлено) была неважной. По моему убеждения, "финские" снимки были сделаны Прокудиным-Горским в сентябре-октябре 1903 г., это была его самая первая фотопоездка по Российской империи. Спустя два года, когда составлялся Список 416, он успел забыть уже половину. Не смог вспомнить название "Бадхуспарк" и написал "Брунстпарк". На самом деле парк с таким названием ("Бруннспарк") был не в Некйшлоте, а в Хельсинки. Он ещё помнил, что сделал один снимок в Пункахарью, но уже не помнил, какой именно. Так что авторское название "Пункахарью. Мотив с лодкой" было присвоено совсем другому снимку, но об этом как-нибудь в другой раз..

При издании снимка в виде открытки в 1906 г. Прокудин-Горский, очевидно, осознавая проблемы с памятью, решил не рисковать и дал ему нейтральное название: "На Сайме (этюд)":

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 10:51:59 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Неузнаваемая Савонлинна
(опубликовано 9 декабря 2010 г.)

Идентификация последнего известного снимка Сайменского озера (из серии, сделанной Прокудиным-Горским в сентябре-октябре 1903 г.), оказалась одной из самых интересных головоломок.

Изображение

Альбомная подпись гласила "На Сайменском озере", но в списке 416 нет ни одного снимка с таким названием. Какое-то время я безуспешно искал соответствующий пейзаж в парке Монрепо в Выборге. Но ничего определенно похожего найти не удалось. Оставались ещё варианты с Вильманстранде, Пункахарью и Нейшлотом (Савонлинной). Искать самому среди бесконечных шхер и бухточек Сайменского озера казалось делом безнадежным. Летом 2010 г. я обратился за помощью в музей Савонлинны, прислав им заодно снимок, ныне опознанный как вид в Бадхуспарка в Нейшлоте. К моему глубокому удивлению (и досаде, конечно), местные краеведы не смогли опознать ландшафт ни на одном из двух снимков! Тогда я, по простоте душевной, воспринял это неузнавание как доказательство, что снимки не могли быть сделаны в самом городе, точнее, в его парковой зоне. Ведь иначе их бы конечно узнали местные жители! Но обращение оказалось не напрасным: вместе с отрицательным ответом я получил ключ к решению загадки. При просмотре снимка в максимальном разрешении местные краеведы нашли на лодке название "Tott". Для нас эти четыре буквы ничего не значат, а для них они значат очень многое - это фамилия основателя замка Олавлинна в Нейшлоте (Савонлинне)! Да и лодка на снимке была точь-в-точь как на пристани Нейшлота на другом снимке Прокудина-Горского. Казалось бы вот - прямое указание на место съемки, но ведь местные краеведы не смогли опознать снимок. Какое-то время я думал, что этот загадочный этюд мог быть снят в дальних окрестностях Савонлинны или в Пункахарью (хотя и там местный музей не опознал снимка).
Когда в октябре 2010 г. мне удалось наконец опознать этюд в Бадхуспарке (см. мой предыдущий пост), то открылась удивительная истина: то, что местные краеведы не узнают характерный ландшафт в своём родном городке, НИЧЕГО не значит. С этого момента идентификация последнего снимка Саймы у Прокудина-Горского стала уже вопросом чести. Подаренный музейщиками Савонлинны ключик оказался "золотым". Если на лодке написано имя основателя замка, то, скорее всего, она приписана к замку. Это прогулочная лодка, уплыть на ней далеко от замка было нельзя, тем более, когда в неё загружена самая большая драгоценность Прокудина-Горского - только что полученная (привезенная) из Германии камера для трехцветной съемки. Ну, максимум, метров 500 от замка, не более. Смотрим в Google-eartth, на этом расстоянии от замка есть только две-три бухточки. И тут начинается самое интересное. В Интернете есть несколько десятков тысяч (!) снимков замка и практически нет снимков, сделанных в бухточках напротив него. А все воздушные снимки заканчиваются как раз там, где должен был снимать Прокудин-Горский. Кое-как нашел несколько фотографий в других ракурсах. Долго изучал и пришел к неутешительному выводу: ни одна из бух не подходит по рельефу местности. Всё, полный тупик. Если бы в голове не засела железно мысль "не более 500 метров от замка", то на этом бы процесс идентификации был бы заброшен. Но очень хотелось понять, как невозможное стало возможным? В конечном счете решить эту головоломку помог опыт идентификации прокудинских снимков деревни Коковкино на озере Стерж. Тогда был открыт "парадокс Коковкино": "два объекта, снятых в немного различном ракурсе, могут выглядеть абсолютно неузнаваемо". Короче говоря, мы можем не узнать свой родной дом, если посмотрим на него в непривычном ракурсе (например, сверху).
Если вернуться к Нейшлоту-Савонлинне, то разгадка состояла в том, что на снимке мы видим не одну, а две бухты, наложение двух рельефов местности один на другой. На противоположной стороне виден (бывший) остров на фоне высокого хребта, который находится от него ещё через одну бухту. А снимал Прокудин-Горский с дикого берега, который раньше тоже, кажется, был на острове. Сейчас этот берег по прежнему дикий, и хотя находится прямо напротив исторического центра города, но его, очевидно, никто не посещает и никто с него не снимает. Попросту говоря, сотрудники музея никогда не видели свой город с этой точки.

Изображение

Я попросил сотрудников музея сделать фотосравнение с той же точки. Они любезно согласились, но пока собирались, в Савонлинну пришла зима. Так что придется, наверное, подождать до весны. Хотя это уже не имеет принципиального значения.


Сам Прокудин-Горский спустя два года после съемки уже не мог вспомнить, где он это снимал. Поэтому авторское название в списке 416 для данной фотографии оказалось, очевидно, "Пункахарью. Мотив с лодкой". Когда дело дошло до издания открытки с этим видом, то Сергей Михайлович поступил очень разумно: снимок "не-помню-чего" был назван просто "Финляндия (этюд)":

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 11:18:41 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Лауритсала вместо Юстили
(опубликовано 3 января 2011)

Как стало известно в последнее время, Прокудин-Горский неправильно подписывал свои фотографии не только в контрольных альбомах, но даже давал иногда неверные названия своим открыткам.
Я знаю, по меньшей мере, три таких случая. Когда я обнаружил первый из них (открытка "Аул Шамиля (Нижний Гуниб)", то подумал, что это была сознательная идентификация и даже нашел ей весьма убедительное логическое обоснование (об этом будет рассказано как-нибудь в другой раз). Но после третьего случая я стал склоняться к другому объяснению. Для своих ранних снимков 1903-1904 гг. Прокудин-Горский не делал контрольных альбомов. В лучшем случае, он записывал название отснятого сюжета с пояснениями о времени съемки и длительности экспозиции (потом эти записи были использованы при публикациях снимков в журнале "Фотограф-любитель". Для большинства финских снимков 1903-1904 гг. вообще, по всей видимости, не велось никакой записи названий отснятых сюжетов. Когда в 1905 г. Прокудин-Горский решил издать накопившиеся у него снимки в виде открыток за счет общины Св. Евгении, он срочно стал вспоминать, что именно запечатлено на отснятых им негативах. И тут началось! Оказалось, что визуальная память у фотографа была скверная (что потом ещё не раз проявлялось). Так в Списке 416 появился целый ряд названий не соответствующих реальности (например, несуществующая река "Оселеть", о которой пойдет речь в одном из следующих постов). Но даже если названия были сами по себе верны, они не всегда правильно соотносились автором с негативами.
Характерный пример - открытка 1906 (или 1907 г.) "Юстиля. Гостиница Финляндия" http://www.temples.ru/pg/image.php?ID=400
К сожалению, негатив не сохранился (т.е. пока не найден). В Библиотеке Конгресса есть только её черно-белый контрольный отпечаток с позднейшей подписью "Дача в Финляндии": http://www.temples.ru/pg/image.php?ID=160
Вероятно, эта ошибка никогда бы не была обнаружена, если бы я не решил тупо просмотреть несколько сотен открыток района Сайменского канала на одном из финских сайтов (который был обнаружен лишь после того, как я начал все запросы вводить в поисковик по-фински).
Так были найдены пара открыток, вид домика на которых показался мне знакомым. Но обе открытки были подписаны как "Лауритсала". Это недалеко от Юстили (всего несколько десятков километров), но разница существенное. Если Юстиля превратилась в Брусничное и оказалась после 1940 г. на территории Лен. области, то Лауритсала, находящаяся у самого Сайменского озера, осталась в составе Финляндии. Да и рельеф местности там не плоский, как в Юстиле, а холмистый. Сейчас это место практически не узнать - новая трасса канала всё перепахала, над нею навис гигантский виадук хайвея. Домика и след пропал. Кстати, зрительная ошибка Прокудина-Горского вполне объяснима - на старых открытках Юстили можно видеть очень похожее деревянное здание гостиницы. Какое назначение имел домик в Лауритсале, я пока не выяснил. Вероятно, тоже гостиница.

Наложил открытку ПГ на другую старую открытку с видом Лауритсалы (фотопроект "Прокудин-Горский: за кадром"):

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 июн 2011 11:54:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Долгожданное событие!

Vyacheslav писал(а):
Неузнаваемая Савонлинна
(опубликовано 9 декабря 2010 г.)

Идентификация последнего известного снимка Сайменского озера (из серии, сделанной Прокудиным-Горским в сентябре-октябре 1903 г.), оказалась одной из самых интересных головоломок.

Изображение

Альбомная подпись гласила "На Сайменском озере", но в списке 416 нет ни одного снимка с таким названием. Какое-то время я безуспешно искал соответствующий пейзаж в парке Монрепо в Выборге. Но ничего определенно похожего найти не удалось. Оставались ещё варианты с Вильманстранде, Пункахарью и Нейшлотом (Савонлинной). Искать самому среди бесконечных шхер и бухточек Сайменского озера казалось делом безнадежным. Летом 2010 г. я обратился за помощью в музей Савонлинны, прислав им заодно снимок, ныне опознанный как вид в Бадхуспарка в Нейшлоте. К моему глубокому удивлению (и досаде, конечно), местные краеведы не смогли опознать ландшафт ни на одном из двух снимков! Тогда я, по простоте душевной, воспринял это неузнавание как доказательство, что снимки не могли быть сделаны в самом городе, точнее, в его парковой зоне. Ведь иначе их бы конечно узнали местные жители! Но обращение оказалось не напрасным: вместе с отрицательным ответом я получил ключ к решению загадки. При просмотре снимка в максимальном разрешении местные краеведы нашли на лодке название "Tott". Для нас эти четыре буквы ничего не значат, а для них они значат очень многое - это фамилия основателя замка Олавлинна в Нейшлоте (Савонлинне)! Да и лодка на снимке была точь-в-точь как на пристани Нейшлота на другом снимке Прокудина-Горского. Казалось бы вот - прямое указание на место съемки, но ведь местные краеведы не смогли опознать снимок. Какое-то время я думал, что этот загадочный этюд мог быть снят в дальних окрестностях Савонлинны или в Пункахарью (хотя и там местный музей не опознал снимка).
Когда в октябре 2010 г. мне удалось наконец опознать этюд в Бадхуспарке (см. мой предыдущий пост), то открылась удивительная истина: то, что местные краеведы не узнают характерный ландшафт в своём родном городке, НИЧЕГО не значит. С этого момента идентификация последнего снимка Саймы у Прокудина-Горского стала уже вопросом чести. Подаренный музейщиками Савонлинны ключик оказался "золотым". Если на лодке написано имя основателя замка, то, скорее всего, она приписана к замку. Это прогулочная лодка, уплыть на ней далеко от замка было нельзя, тем более, когда в неё загружена самая большая драгоценность Прокудина-Горского - только что полученная (привезенная) из Германии камера для трехцветной съемки. Ну, максимум, метров 500 от замка, не более. Смотрим в Google-eartth, на этом расстоянии от замка есть только две-три бухточки. И тут начинается самое интересное. В Интернете есть несколько десятков тысяч (!) снимков замка и практически нет снимков, сделанных в бухточках напротив него. А все воздушные снимки заканчиваются как раз там, где должен был снимать Прокудин-Горский. Кое-как нашел несколько фотографий в других ракурсах. Долго изучал и пришел к неутешительному выводу: ни одна из бух не подходит по рельефу местности. Всё, полный тупик. Если бы в голове не засела железно мысль "не более 500 метров от замка", то на этом бы процесс идентификации был бы заброшен. Но очень хотелось понять, как невозможное стало возможным? В конечном счете решить эту головоломку помог опыт идентификации прокудинских снимков деревни Коковкино на озере Стерж. Тогда был открыт "парадокс Коковкино": "два объекта, снятых в немного различном ракурсе, могут выглядеть абсолютно неузнаваемо". Короче говоря, мы можем не узнать свой родной дом, если посмотрим на него в непривычном ракурсе (например, сверху).
Если вернуться к Нейшлоту-Савонлинне, то разгадка состояла в том, что на снимке мы видим не одну, а две бухты, наложение двух рельефов местности один на другой. На противоположной стороне виден (бывший) остров на фоне высокого хребта, который находится от него ещё через одну бухту. А снимал Прокудин-Горский с дикого берега, который раньше тоже, кажется, был на острове. Сейчас этот берег по прежнему дикий, и хотя находится прямо напротив исторического центра города, но его, очевидно, никто не посещает и никто с него не снимает. Попросту говоря, сотрудники музея никогда не видели свой город с этой точки.

Изображение

Я попросил сотрудников музея сделать фотосравнение с той же точки. Они любезно согласились, но пока собирались, в Савонлинну пришла зима. Так что придется, наверное, подождать до весны. Хотя это уже не имеет принципиального значения.


Сам Прокудин-Горский спустя два года после съемки уже не мог вспомнить, где он это снимал. Поэтому авторское название в списке 416 для данной фотографии оказалось, очевидно, "Пункахарью. Мотив с лодкой". Когда дело дошло до издания открытки с этим видом, то Сергей Михайлович поступил очень разумно: снимок "не-помню-чего" был назван просто "Финляндия (этюд)":

Изображение


Только что после нескольких месяцев ожидания (в связи с сезонными условиями), я получил из Савонлинны современный снимок с вышеуказанной точки (автор - Jorma Hytonen).

Современная растительность сильно изменилась и скрывает истинный рельеф местности (холм, впрочем, могли срыть, когда соединяли остров с "большой землей"), однако рисунок скал берега за 100 лет почти не изменился:
Изображение

Здесь снимок целиком: http://www.etelasavonmuseot.fi/varia/SL ... _1029.html

Пожалуй, это была одна из самых сложных и "красивых" идентификаций. По сравнению с ней загадка с "Рыбацкими поселениями на озере Селигер" - просто детская. Странно, что мы её до сих пор ещё не решили до конца.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 сен 2011 10:52:14 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Возвращаюсь к открытке №75 ""Лиственницы". Финляндия":

Изображение

Раньше я высказывал мысль, что по Списку 416 это, вероятно, № 281 - "Лиственница Петра Великого на Черной Речке. Финляндия".
Как известно, в Райволо была знаменитая корабельная Линдуловская роща, посаженная Петром Великим. Теперь это п. Рощино, соответственно.

Кстати, на самой загадочной открытке №94 также вроде бы изображена лиственница. Но моё обращение к краеведам Карельского перешейка не принесло результатов - они не смогли опознать место и вообще сомневаются, что это бывшая Финляндия.

Вот самая подробная карта Райволо 1936 г.: http://i388.photobucket.com/albums/oo32 ... -map01.jpg

А вот на этой карте 1918 г. обозначена лодочная станция: http://i388.photobucket.com/albums/oo32 ... scheme.jpg

ДОПОЛНЕНИЕ:
Только что нашел интересный отрывок из воспоминаний Бенуа на карельском краеведческом сайте: http://ristikivi.spb.ru/vammelsuu.html

Цитата:
Лето 1899 г., проведенное на Черной Речке, мне памятно и по некоторым другим причинам. За исключением одного пикника, организованного Альбером в прекрасную заповедную рощу Лиственницу, посаженную (специально для получения корабельных мачт) еще Петром Великим, никаких других экскурсий не предпринималось, зато ближайшую окрестность нашего дачного поселка я исходил во всех направлениях. При этом я находил немало поэтичных мотивов


Просто замечательно получается! "Черная Речка" - это название населенного пункта!
А "Лиственница" - это название рощи! Вероятно, именно в этом смысле их упоминал Прокудин-Горский. Поэтому слово "Лиственницы" он взял на открытке в отдельные кавычки, как название чего-то, а не вид дерева.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 окт 2011 19:10:11 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
DMITRY сделал "идентификацию", которая была в Итоговых таблицах проекта "Наследие С. М. Прокудина-Горского" ещё с апреля 2011 г.: http://www.prokudin-gorsky.org/card.php ... tos_id=499
Конечно, он мог и не смотреть итоговую часть проекта или забыть, что там видел. Но даже самостоятельный характер "открытия" (чего нельзя полностью исключать) не отменяет его "второй свежести": http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=36&t=4122

Раз уж мы вернулись к этому вопросу благодаря запоздалой "идентификации", укажем место съемки для снимка 02002
Изображение

Вот на старой финской карте (кажется, 1936 г.):
Изображение
upload images

Теперь водоёма запечатленного на снимке не существует. Он осушен (наверное, при реконструкции 1963 г.):
Изображение
free image hosting

Заодно стоит сказать о несостоятельности утверждений, что "поселка нет на снимке", поэтому, мол, это снято не в Юстиле, а "близ местечка Юстиля".
То, что мы видим на снимке, и называлось Юстилей. Это подтверждают старые открытки:
Изображение
hosting images


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 апр 2012 10:44:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Только сейчас обратил внимание:
"Мухомор" - "Среди мха":
Изображение

"Финка":
Изображение

Одна и та же местность, на других финских снимках такой растительности (мха) не встречается. Скорее всего, это парные, одномоментные снимки.
Правда, даже примерное место съемки ни одного из них нам не известно.

Всего нам известны по изображениям 41 снимок Финляндии в старых границах: http://prokudin-gorsky.org/geo.php?lang ... &p_id=2331
Правда, последний, "Лес в Финляндии", всё же под вопросом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 авг 2012 18:16:00 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 316
Товарищ Humus выложил у себя в ЖЖ http://humus.livejournal.com/2710135.html#cutid1 Много знакомых видов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 21 фев 2013 17:33:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3322
Снимок 21564 "На Сайменском озере":
Изображение
Сколько было труда затрачено в своё время, чтобы идентифицировать этот снимок как сделанный в Пункахарью! Потребовалась помощь местного музея Лусто, который нашёл архивные снимки с теми же домиками (банями).
А дня днях мне попалась открытка 1925 г. в точно таком же ракурсе:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 14 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB