Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 19 окт 2019 03:01:36
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 382 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 39  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30 июл 2012 11:11:22 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Продолжаю серию сравнений по Карелии в этой ветке, поскольку речь уже не идёт об идентификации или уточнении названий снимков.

Я продублировал сравнения, которые сделала Алина ранее, весною, когда ещё состояние природы было совсем другим, чем на прокудинских снимках (не появилась зелень).

Вид пристани Токарского в Кондопоге в 1916 и 2012 гг.:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6501/500 ... 884cf_orig

Здесь я, очевидно, ошибся с кадрированием: взял снизу немного берега, как у Прокудина-Горского, но при масштабировании его пришлось отрезать. Надо было снимать дальше от берега.
Кроме того, мне не известно, как проходила линия пристани в 1916 г. - по насыпной дамбе или это был деревянный причал на сваях, остатки которого сохранились за дамбой.

Соответственно, точка съемки следующего сравнения также несколько условна.
Вид с пристани Токарского в Кондопоге в 1916 и 2012 гг.:
Изображение
Оригинал:http://img-fotki.yandex.ru/get/6405/50014243.82/0_8a339_ad94c009_orig

На этом сравнении кажется, что берег получился дальше, чем у ПГ, поэтому я сделал второй вариант кадрирования:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6600/500 ... 29d90_orig

Возможно, ПГ снимал с деревянного причала, остатки которого видны между бетонной пристанью и земляной дамбой.



Выемка ж.д. пути близ станции Кивач (ныне Кондопога) в 1916 и 2012 гг.:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6402/500 ... 42917_orig

Такое впечатление, что правую скалу на заднем плане серьёзно подрезали, она стала короче.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2012 08:16:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Фотосравнения по водопаду Кивач оказались весьма непростой задачей. Большинство снимков Прокудин-Горский сделал с левого берега, куда теперь просто так перебраться нельзя (вроде бы, "запретная зона"). Теоретически, можно договорится с руководством заповедника о переправе на лодке, но это надо делать, конечно, заранее.
Я об этом не позаботился, поэтому снимал только с правого берега.

Собственно, в точном ракурсе удалось повторить только снимки 20250 и 20258, которые являются почти дублями.

20258 "Беседка у водопада Кивач. Река Суна":
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6400/500 ... 94bbe_orig

Здесь наглядно видно, что от былого Кивача осталась лишь только треть.

Съемка на правом берегу также представляла проблему, так как прокудинская точки съемки теперь совсем заросла лесом. Надо было, конечно, снять для наглядности, вид через деревья, но я ограничился ближайшей точкой, с которой открывался свободный обзор.

20251 "Река Суна перед водопадом Кивач":

Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6602/500 ... dc7cd_orig

Это тот самый вид с камнем с надписью "Elise", на фоне которого позировал ПГ.
Кстати, с удивлением обнаружил (с помощью Алины), что "Elise" было не просто написано краской, а выгравировано, поэтому надпись можно различить по сей день!
Хорошо видно, что прежняя акватория Суны теперь осушена.
Помимо деревьев, здесь оказалась и другая проблема - непрерывный поток туристов в кадре. Алина пыталась мне помочь, прося людей отойти на секундочку. Всё равно на передний план влез какой-то дядька, которого пришлось потом вырезать со снимка.

ПГ снимал общие виды водопада Кивач с середины реки, с Земского моста, которого давно уже нет.
Мы с Алиной карабкались по отвесным скалам, пытаясь повторить если не ракурс, то хотя бы дистанцию прокудинской съемки. Непосредственно с берега вид постоянно перекрывала растительность, нависшая над самой водой. Поэтому сравнение получилось достаточно условным, ракурс не тот, хотя скала слева - одна и та же.

20249 "Водопад Кивач":
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6403/500 ... 0de34_orig

Последнее сравнение ещё более условно, так как снято с другого берега.
20257 "Земский мост у водопада Кивач":

Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6501/500 ... c2c93_orig

Вот и всё, что удалось сделать по Кивачу с первого, "пристрелочного" раза. Надеюсь, во время следующей экспедиции будет возможность снимать с обоих берегов и с лодки.
Что касается с загадочным снимком "Часовня времени Петра I у водопада Кивач", то сейчас на предполагаемом месте всё совершенно заросло лесом и ничего кроме стволов деревьев не видно. Встреченный нами в лесу сотрудник заповедника на вопрос о часовне сказал примерно следующей: "Мы расспрашивали всех старожилов, никто ничего о ней не слышал и у нас нет никаких сведений".
К сожалению, музей Кивача был закрыт на ремонт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 авг 2012 08:27:18 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Плавно переходим к Пор-Порогу.
Не то, чтобы район бывшего водопада был очень обширный, но сориентироваться первоначально было весьма сложно - кругом море скал, заросших лесом.

Наибольшие затруднения вызвал снимок 20263, который мы идентифицировали как [Деталь водопада Пор-Порог].
Единственный похожий более-менее вид удалось найти в том месте, где он и должен был, вроде бы, быть:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6405/500 ... 56595_orig

Явных зацепок нет, высота скал другая. Может быть, скалы были взорваны.

Реставрация братьев Ходаковских.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2012 05:51:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок 20261 [Водопад Пор-Порог]:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6400/500 ... b2ebf_orig

В данном случае было предельно ясно, где надо искать точку съемки, поскольку разлив Суны (озеро?) остался прежним. Однако, как я теперь вижу, ракурс оказался всё же несколько не тем. Очевидно, надо было пройти ещё дальше и подняться выше. Скорее всего, в момент съемки, в запарке, ракурс мне показался удовлетворительным. А может быть, были какие-то препятствия для выбора более точного ракурса.

Снимок 20265 был подписан как "Река Суна у озера Вороново".
Однако было установлено, что это река Суна ниже водопада Пор-Порог.
Название "озеро Вороново" ни в одном историческом или современном источнике больше не встречается.
Предположительно, Прокудин-Горский дал его задним число по памяти, ассоциировав с деревней Вороново, через которую он проезжал по пути к водопадам.
Я придерживался мнения, что это именно разлив Суны, а не какое-то озеро. Однако Суны здесь давно нет, а круглый водоём остался в прежних размерах. По факту получается, что всё же это небольшое озеро.
Прокудин-Горский снимал с высокой горы. Судя по характерному песчаному откосу оврага, я стоял на той же самой площадке. Но теперь, как почти во всех случаях, "всё заросло и ничего не видно":

Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6500/500 ... 1bb77_orig

В данном случае я специально неправильно кадрировал свой снимок при обработке, чтобы озеро было хоть немного видно.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2012 14:25:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Vyacheslav писал(а):
Снимок 20261 [Водопад Пор-Порог]:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6400/500 ... b2ebf_orig

В данном случае было предельно ясно, где надо искать точку съемки, поскольку разлив Суны (озеро?) остался прежним. Однако, как я теперь вижу, ракурс оказался всё же несколько не тем. Очевидно, надо было пройти ещё дальше и подняться выше. Скорее всего, в момент съемки, в запарке, ракурс мне показался удовлетворительным. А может быть, были какие-то препятствия для выбора более точного ракурса.


Посмотрел свои снимки и вдруг обнаружил, что у меня есть вариант с гораздо более точным ракурсом:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6602/500 ... a5859_orig


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2012 17:39:25 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 336
Какие красивые места утеряны... :cry:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2012 19:20:22 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
v_v_d писал(а):
Какие красивые места утеряны... :cry:


Они и сейчас вообще-то красивые, а плотину в Гирвасе никогда не поздно отправить на свалку истории и тогда водичка снова зажурчит, запенится, и на Гирвасе, и на Пор-Пороге, и на Киваче.

Снимок 20262 "Водопад [Пор-Порог] (река Суна)":
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6403/500 ... 2ebe3_orig

Здесь с точкой съемки было всё предельно ясно, только точно попасть в ракурс проблематично: верхушка скалы, с которой снимал ПГ, больше не существует, её срезали при пробивке сплавного желоба. Так что ракурс получился, скажем, на 95%.

В данном случае не менее интересно взглянуть на сравнение со смещенной точкой съемки, так как здесь виден жёлоб и перспектива русла:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6603/500 ... 14070_orig

Снимок 20264 "Река Суна у водопада [Пор-Порог]":
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6502/500 ... e1546_orig


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 авг 2012 04:26:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок 20266 "Пороги на реке Суне [водопад Пор-Порог]".

На этом участке так всё заросло, что и точку съемки определить было трудно.
Примерно так:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6503/500 ... 37b25_orig

Водопад Пор-Порог на старой карте, найденной Н. Кутьковым, и современном спутниковом снимке:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6602/500 ... 22a6d_orig


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 авг 2012 06:10:32 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Снимок 20167.

Малое Вороново на реке Суне в 1916 и 1912 гг.:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6108/500 ... 781f1_orig
Автор современного снимка - Алина Тараканова.

Вот фрагмент с её сравнением:

Изображение
Здесь всё почти идеально совпадает (особенно для случайного совпадения :-)), кроме состояния природы.

Когда мы с Алиной приехали в июле в Малое Вороново, то застали там большую стройку: на месте давно вымершей деревни возводится коттеджный посёлок для отдыхающих. Строители любезно разрешили мне сделать снимки с самого высокого сруба на пригорке. Я забрался на стену сруба на высоту третьего этажа в надежде увидеть на горизонте за деревьями Большое Вороново и получить более точное совпадение со снимком Прокудина-Горского, который снимал с какого-то строения.

В результате я так ничего не увидел на горизонте из-за слишком высоких деревьев на другом берегу Суны и, что удивительно, получил менее точное совпадение по ширине реки, чем было у Алины при съемки с земли:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6601/500 ... fd928_orig

Надо полагать, что я слишком далеко отошел от реки и от точки съемки ПГ: высота сруба и пригорка вместе взятые не только не смогли компенсировать разницу в расстоянии, но дали даже худший результат.
Единственный плюс - из моего снимка можно получить представление об общем виде местности на лето 2012 г. (скоро там всё изменится).

Вот такое получилось сравнение в целом:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6603/500 ... 6b820_orig

Общий вид местности с высоты сруба на пригорке:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6600/500 ... f3bff_orig

Снимок 20248.
Это вид в противоположную сторону от предыдущего, вверх по реке Суне:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6502/500 ... 551c4_orig

Снимал с того же сруба, часть его стены попала в кадр.
Очевидно, точка съемки ПГ была гораздо ближе к берегу.

Сравнение Алины весной:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6600/500 ... 38fc8_orig

Конечно, отсутствие зелени весной помогает увидеть то, что скрыто за ней летом.

Продолжение следует.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 авг 2012 11:42:07 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3601
Vyacheslav писал(а):
Сегодня пришло письма от Алины Таракановой из Кондопоги:

Цитата:
Высылаю Вам фотографии Илемсельги. На форум отправлять очень громоздко, да и фотографии не очень то удачные.
Старалась делать снимки с тех же мест, что и П-Г, но за последнее время дорога заросла и озера практически не видно.
По идее, церковь должна была стоять на повороте на Ватнаволок. Пока ещё мне не удалось найти информацию про неё. Скорее всего она была разрушена ещё до ВОВ.
Обратите внимание на фотографию вокзала станции "Илемсельга". Говорят, что это первое здание вокзала, построено 100 лет назад.
До конца лета я ещё доберусь до Лижмы.


Вот такое получается сравнение по Илемсельге:
Изображение

Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6403/500 ... 32a50_orig


Вот и моё июльское сравнение:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6603/500 ... 9634d_orig

Летом озеро почти не видно за деревьями.
Других вариантов по точке съемки не было, при этом у меня, как и Алины, рельеф местности за озером почему-то существенно отличается от прокудинского.

Впрочем, интриги из этого не получилось. Я сделал наложение современного снимка и стал поворачивать его по оси, пока линия горизонта точно не совпала с прокудинской:

Изображение

То ли он неровно поставил треножник, то ли мы с Алиной неправильно держали фотоаппарат.

Вот сравнение с повёрнутой под Прокудина-Горского линией горизонта:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6600/500 ... 46162_orig

Точка съемки действительно совсем рядом со станцией Илемсельга, чуть ниже её:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6500/129 ... 40555_orig

Здание станции сохранилось с 1916 г. и я впервые на своей памяти стоял на деревянной платформе. Было вдвойне удивительно, поскольку я знал, что РЖД запретило воссоздание деревянной платформы на станции Козлова Засека (Ясная Поляна), как не отвечающей современным нормативам безопасности.

Вообще Илемсельга показалась мне очень красивым, живописным местом, где сохранилось ещё несколько домов 19 века:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6502/129 ... a7c43_orig

Продолжение снимка вправо:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6501/129 ... 6da44_orig

Ещё один старинный дом:
Изображение
Оригинал: http://img-fotki.yandex.ru/get/6502/129 ... 90804_orig


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 382 ]  На страницу Пред.  1 ... 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 ... 39  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB