Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 17 дек 2017 04:22:25
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 83 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 15 мар 2011 08:11:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
В этой теме рассматриваются все вопросы, связанные со снимками Урала и Зауралья.

У Прокудина-Горского есть снимок LC-DIG-prokc-20489 "Река Урал".
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20489v.jpg

Однако в тех местах, где он путешествовал (ныне Челябинская обл. и Башкортостан) эта река, кажется, гораздо уже и протекает в гористой (сильно холмистой) местности. Нет ли здесь ошибки? Тем более, что снимок помещен в Уральском альбоме без всякой географической привязки, между крестьянкой из Пермской губернии и Ныробом.
Вот здесь вид верховьев реки Урал: http://slovari.yandex.ru/dict/bse/artic ... /03100.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 16 апр 2011 11:00:49 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
Выемка у Катав-Ивановского завода
(опубликовано 14 декабря 2010)

В 2010 г. исследования в рамках проекта "Наследие С.М.Прокудина-Горского" выявили множество ошибок в подписях к снимкам Южного Урала. В многих случаях проблема была связана с неправильной вклейкой контрольных отпечатков в альбоме и задача состояла в том, чтобы подобрать к снимку правильную авторскую подпись.
Полностью эта задача так и не была решена.

Возьмём снимок, подписанный в альбоме как "Самая большая выемка у Усть-Катава":

Изображение


Никто из исследователей до сих пор почему-то не задался вопросом: "Позвольте, ж.д. у Усть-Катава на момент съемки была двухколейной, а здесь сколько?"
Усть-Катав отпадает. Ответ на вопрос "А где тогда?" подсказывает "соседний" прокудинский снимок "Выемка у Катав-Ивановского завода":


Изображение


По зданию справа легко понять, что это та же выемка, только точка съемки выдвинута вперед на несколько десятков метров (второй снимок сделан с моста).

С помощью goole-earth находим, что снимок был сделан прямо перед въездом в Катав-Ивановск (въезд один, т.к. линия тупиковая).

Очевидно, оригинальное авторское название по альбому для данного снимка - "Выемка у Катав-Ивановского завода" (вероятно, что снимку с этой подписью как раз и предназначалось название "Самая большая выемка у Усть-Катава")
Кстати, местные жители опознали снимок пораньше меня и даже присвоили ему название: "Катав-Ивановск выемка около Красной Больницы"
http://www.avanpress.ru/photo/11-0-169

Действительно, здание на снимке похоже на больницу. Правда, я так и не смог понять, что означают упоминания в Сети "района Красной больницы" - это официальное название района в Катав-Ивановске или чисто разговорное обозначение местности?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 20 апр 2011 13:14:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
Богородицкая церковь в Тобольске

При проверке итоговых списков на "Храмах России" только в разделе "Идентифицированные фотографии" было обнаружено несколько десятков ошибок и неточностей, включая целый ряд лже-идентификаций. Поскольку мне далеко не безразлична судьба проекта, одним из инициаторов которого являлся ваш покорный слуга, буду прилагать все усилия для помощи коллегам в исправлении ошибок.

В настоящий момент в списке идентифицированных на Храмах присутствуют два снимка храма в Тобольске, подписанных в альбоме как "Церковь Пресвятой Богородицы" (20762), "Церковь Пресвятой Богородицы. С другой стороны" (20854):

Изображение

Изображение

Каюсь, именно с моей подачи эти снимки были внесены в итоговые таблицы с названием "Богоявленская церковь в г. Тобольске", поскольку во всех научных и краеведческих источниках она мне встречалась именно под таким названием. Это дало основание утверждать, что подпись ошибочная. А модераторы профильного-таки сайта, вместо того, чтобы копнуть глубже, поспешили внести эту "идентификацию" в итоговый список [дружественная критика].
А всё было не так просто....
Нашел замечательный обзор Ольги Волковой "Виртуальные прогулки по Тобольску": http://blogs.mail.ru/mail/olgavolk76/ta ... c%f1%ea%e0
Золотая жила для тех, кто будет писать комментарии к тобольским снимкам!
Читаем:
Цитата:
Богоявленская церковь.
(позже Богородицкая)
(первая каменная церковь была освящена в 1691 году в подгорной части у подошвы Троицкого мыса).
когда-то улица носила звучное название — Богоявленская, а на том же самом месте, где построен барак, когда-то стояла за широкой оградой Богоявленская церковь — одна из самых древних в Тобольске, ровесница Софийского собора кремля.Первоначально церковь была одноэтажной и без колокольни (в стиле архитектуры конца 17 века), в период с 1738 по 1744 была перестроена подмастерьем каменных дел Корнелием Поволокой. Появился второй этаж (высокая летняя церковь во имя Богородицы Владимирской, в честь чего церковь получила второе имя - Богородицкая).) и в результате церковь приобрела сложную узорчатую барочную форму. Для богоделен было возведено два одноэтажных здания по бокам. А с запада, в плотную к трапезной была пристроена колокольня, благодаря вытянутости и и стройности пропорций, возвышающаяся над храмом. Многие отмечают, что украинское завершение храма — шатровая колокольня — обладало завидной архитектурной выразительностью. В середине 18 века к церкви начали ставитькрасивейшую каменную ограду в стиле барроко. Кирпичное основание имело волнообразную форму, поверх которого, повторяя волны шла ажурная решетка с растительным орнаментом. Ограда делилась на звенья, которые завершались шпилеобразной надстройкой. Похожих оград, не только в городе, но и в России было не много. По непонятным причинам в 1947 году всю эту красоту люди уничтожили.


Внешние эксперты имеют что-то сказать?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 22 апр 2011 10:40:17 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
Продолжаем обращать внимание наших коллег по общему проекту на ошибки в итоговых таблицах Храмов России в целях их скорейшего исправления.

Возьмём снимок, подписанный в альбоме как "Самая большая выемка у Усть-Катава":
Изображение

Очевидно, оригинальное авторское название по альбому для данного снимка - "Выемка у Катав-Ивановского завода" (вероятно, что снимку с этой подписью как раз и предназначалось название "Самая большая выемка у Усть-Катава").
Все участники нашего проекта, выступающие на форуме "Храмов России", прекрасно осведомлены, что такое эффект "смещения названий", когда правильные сами по себе авторские подписи просто перепутаны между собой.
Казалось бы, надо только внести в итоговые таблицы снимок с найденным авторским названием.
Но участник DMITRI пишет:
Цитата:
Надо в географии записать №0616, как Катав-Ивановск. И название изменить. Следует ли их переставлять? Выемка-то одна. Чтобы меньше трогать авторское название ограничиться заменой "Усть-Катава" на "Катав-Ивановск" или дать одно название обоим снимкам "Самая большая выемка у Катав-Ивановского завода?

Участник Елена отвечает:
Цитата:
Согласная, Дмитрий, что надо максимально сохранять авторские названия. Пока только заменен "Усть-Катав" на "Катав-Ивановск". Если сообщество решит, что этого достаточно.

И где же здесь "максимально сохранять авторские названия"? У автора была одна "Самая большая выемка". а стало две. И оба участника не задали себе вопрос: а была ли выемка у Катав-Ивановска в действительности "самой большой"?
В итоге вместо найденного подлинного авторского названия в таблицу внесли то, что внесли.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 23 апр 2011 19:23:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
Хочу акцентировать внимание наших товарищей по проекту "Наследие С. М. Прокудина-Горского" ещё на одном вопросе.
В длинном списке предложений участника DMITRI по изменениям в итоговых таблицах сайта "Храма России" есть следующее:

Цитата:
Река Юрезань
0629

Изменить название на:
Буны на реке Юрезань.

В прим.:
В перспективе снимка поселение Юрезанский завод.


Речь идет об этом снимке:
Изображение

Напомним, что найденное авторское название для этого снимка - "Запруда на реке Юрезань. Буны". Оно уже фигурирует в итоговых таблицах сайта "Храма России", поэтому Елена, исходя из принципа минимального вмешательства в авторские названия, наверняка отклонит указанный выше вариант (либо сам участник снимет своё предложение по названию, которое он, возможно, внёс по недоразумению).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 29 апр 2011 19:46:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
Цитата:
Карло жил в каморке под лестницей, где у него ничего не
было, кроме красивого очага -- в стене против двери.
Но красивый очаг, и огонь в очаге, и котелок, кипящий на
огне, были не настоящие -- нарисованы на куске старого холста.


Никогда не чувствовали себя немного Буратиной?

Изображение
Снимок сделан в Екатеринбурге и называется "Рисунок карты Франции, сделанной из Уральских камней".
Вроде всё по-русски написано, а всё равно почему-то представляешь там карту из самоцветов и жалеешь, что не сохранился цветной негатив.
Зато сохранилась сама карта, там, куда её отослали щедрые русские люди - во Франции, в Шато де Компьен:

Изображение
Отсюды: http://www.worldfairs.info/forum/viewto ... 474&p=1800

Изображение
Отсель: http://www.flickr.com/photos/nietz/2929056370/


Цитата:
Василий Васильевич Мостовенко возглавил фабрику в 1885 г. в возрасте 36 лет. Наследство ему досталось не из приятных: "здание разрушилось, полы провалились, станки были в полуразрушенном состоянии". Он поставил перед собой непростую задачу - превратить предприятие, до того удовлетворявшее только вкусам императора и придворных, в пример высокого уровня российской промышленности, предмет государственного престижа и национальной гордости. Для этого ему пришлось привнести в дизайн изготавливаемых вещей новую стилистику, а главное, добиться подлинного европейского признания. Всемирная Парижская выставка 1900 г. - триумф екатеринбургской фабрики и лично В. Мостовенко. Представленная на выставке мозаичная карта Франции из уральских камней получила высшую награду, а директор фабрики - командорский крест Почетного легиона. Карта была изготовлена по его личному проекту, два года над ней трудился без выходных весь коллектив, а сам Мостовенко "повредил себе глаза, наблюдая за пришлифовкой камней". Итак, представьте себя посетителем Всемирной выставки в Париже ровно столетие том назад. Перед вами на мраморной плите площадью 1кв.м все 86 департаментов Франции набранные яшмой (калканской, кофейной, орской и т.п.) в сочетании с агатом, сердоликом, нефритом. 106 французских городов обозначены уральскими самоцветами, их названия выполнены золотом, реки и озера из платины. Карта сразу стала достопримечательностью Лувра.

Источник: http://museum1723.narod.ru/library/Prospekt.htm

Кстати, окошко в кадре и обстановочка подозрительно напоминают музей УОЛЕ, а не гранильную фабрику.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 06 май 2011 10:29:41 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
Пользователь Yuvl прислал мне ссылку: http://nashural.ru/Starina/chusovaya-100-let.htm
Просто потрясающе:

Цитата:
Спецпроект "Нашего Урала"
РЕКА ЧУСОВАЯ: ВЕКОВОЙ ЮБИЛЕЙ

В 1912 году по реке Чусовой проплыл известный фотограф С.М. Прокудин-Горский, впервые запечатлевший многие чусовские достопримечательности в цвете.

В преддверии 100-летнего юбилея мы решили повторить его маршрут и запечатлить те же места в том же ракурсе, что и известный фотограф. Что из этого получилось и как изменился ландшафт за 100 лет, вы можете увидеть на сайте "Наш Урал" в нашем эксклюзивном материале.


Представлены сравнительные фотографии по многим труднодоступным местам Чусовой и эта первая серия только начало!

Названия они пишут уже исправленные, насколько я понял, руководствуясь собственными сведениями.

Например, снимок "Верхний Георгиевский камень и общий вид слободы "Утка"" у них подписан как "Слободской камень в селе Слобода":

Изображение

Камень Часовой, который в альбоме у Прокудина-Горского подписан как "Георгиевский", на сайте "Наш Урал" назван правильно:
Изображение

Снимок, подписанный в альбоме как "Деревня Каменка. Общий вид" у них назван "Деревня Каменка, Каменский камень". Наверное, нам стоит сделать соответствующее примечание:

Изображение

Заодно указать, что на снимке фигурирует "деревянное двухэтажное здание пристанской конторы".

Снимок "Камень "Шайтан". Общий вид от села Новая Деревня." у них назван "Камень Шайтан в Нижнем Селе":
Изображение

Снимок " Вид на реку "Дарью" с камня "Камешек", впадающую в р. Чусовую у дер. Заречной Утки. Вдали гора Сабик (ж. д.)" назван "Река Дарья в Староуткинске, гора Сабик":

Изображение

Мы с большим интересом будем следить за развитием этого замечательного проекта и желаем успеха его участникам!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 07 май 2011 10:38:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
LC-DIG-prokc-20362 "Скелет широкорогого оленя в музее г. Екатеринбурга":

Изображение

Снимок интересный, но мог бы быть ещё интересней - фрагмент бивня у правого края принадлежит скелету мамонта:

Изображение

Изображение

Полное название музея - Музей Уральского общества любителей естествознания.
Трудно сказать, насколько этот факт был определяющий для выбора места съемки, но музей находился под личным покровительством Великого князя Михаила Николаевича. Удивляет другое. В Тверском музее, который находился под покровительством Великого князя Михаила Александровича (покровителя Прокудина-Горского), было сделано множество кадров, я бы даже сказал - неоправданно много. Здесь - только один кадр, что вообще было нехарактерно для метода съемок ПГ. Быть может, вторым кадром был рисунок карты Франции?

С этой съемкой, однако связан крайне интересный момент. Обратимся к книге Л. И. Зориной "Уральское общество любителей естествознания: 1870-1929 : из истории науки и культуры Урала" (1996 г.). Там говорится, что сбор от лекции, прочитанной петербургским профессором Прокудина-Горского о цветной фотографии в 1909 г. "был пожертвован лектором на устройство художественного отдела музея". Вот оно что! Это ещё одно документальное свидетельство, что во время своих экспедиций Прокудин-Горский занимался не только съемками, но и лекционной, просветительской работой. Поэтому его визиты иногда освещались или анонсировались местной прессой (помните сообщения в Ташкентской и Пермской прессе?).

Но вернёмся к скелету оленя. О нём можно рассказать особо.
Читаем вот здесь: http://www.oxota-ru.ru/turizm.html?id=333

Цитата:
19.05.2010
Большерогие исполины

....
Самыми красивыми обитателями ледниковья были большерогие олени мегалоцеросы. По сравнению с ними даже крупные изюбри покажутся карликами. Ростом почти со слона, весом под 600 килограммов, они носили рога, похожие на расправленные крылья. Таких гигантских рогов не было ни у одного животного ни до, ни после мегалоцеросов.
Когда-то эти олени населяли всю Евразию. Особенно часто их кости находили в торфяниках Ирландии. Раньше мегалоцеросов так и называли – ирландскими или болотными лосями.
...

Появившись задолго до мамонтов, большероги обитали рядом с хазарскими слонами и верблюдами. Потом жили бок о бок с шерстистыми носорогами и бизонами. Впрочем, холода они переносили плохо и во время оледенений уходили на юг. Когда ледники отступали, мегалоцеросы двигались обратно на север, доходя до самого Тиманского кряжа.
....

В России остатки мегалоцеросов находили на Урале, в Поволжье, Западной Сибири, центральной части страны. Наши большероги были крупнее западноевропейских, хотя рога у них одинаковые – обычно чуть больше двух метров в размахе.

На сотню отдельных костей и десяток рогов в России приходится всего два скелета. Находили их, наверное, чаще. Но обычно ископаемые остатки попадают к далеким от науки людям – крестьянам, рыбакам, строителям, которые редко понимают их ценность и либо выбрасывают, либо используют в хозяйстве.

Читая краеведческие записки, не перестаешь удивляться поразительной находчивости людей. Окаменелыми костями могли укладывать погреба и колоть дрова. Зубом мамонта ульяновская старушка давила капусту, а черепом пермской рептилии дедушка из Оренбуржья прикрывал от кота крынку со сметаной. Оригинальнее всех были азовские рыбаки, строившие заборы из ребер громадных слонов архидискодонов.

Неудивительно, что большая часть костей пропадает бесследно. Ученые узнают лишь о немногих находках. Чаще всего это происходит благодаря краеведам. Так случилось и с двумя скелетами большерогов.

Первый нашли у села Галкино недалеко от города Камышлов Пермской губернии. Сейчас это Свердловская область.
Окрестности села изрезаны множеством оврагов, в которых нередко встречаются древние кости. Летом 1886 года в местечке с названием Свиной угол галкинские крестьяне нашли большие рога, ребра и позвонки и решили отвести их на костеобжигательный завод. Обычно туда сдавали кости коров, лошадей и овец, из которых делался клей и удобрения. Если попадались остатки вымерших зверей, крестьяне не упускали случая заработать.

«Наша восточная окраина очень богата ископаемыми остатками, но, к сожалению, большая часть раскопанных и вымытых костей не доходит до музеев, а погибает от небрежности нашедших их людей или, по незнанию их научной ценности, попадает на костеобжигательные заводы наравне с костями домашних животных», – писала сто лет назад палеонтолог Мария Васильевна Павлова.

К счастью, про кости услышали просвещенные земцы Камышлова и посоветовали продать их Уральскому обществу любителей естествознания. Там как раз начинали собирать палеонтологическую коллекцию, самым примечательным экспонатом которой был огромный бивень мамонта, поразивший своими размерами знаменитого зоолога Альфреда Брема.

За остатки оленя запросили 500 рублей. Общество созвало чрезвычайное собрание, на котором ученый секретарь Онисим Егорович Клер предложил их немедленно выкупить. Собрание распорядилось выделить деньги.

Узнав об этом, из Камышлова снарядили конную подводу и повезли кости в Екатеринбург, за сто с лишним километров.

У скелета не хватало нескольких ребер, позвонков и обеих левых ног. Найти их не удалось, несмотря на тщательные поиски и раскопки Свиного угла.

Скелет смонтировали быстро. Уже летом следующего, 1887 года он красовался на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, став одним из главных ее украшений. Он был великолепен, особенно громадные рога размахом в два с половиной метра. Если быть более точным – 256 сантиметров.

После выставки остов перевезли в музей общества. Тяжелые рога подвязали к потолочной балке, чтобы не рухнули.
В 1890 году сюда доставили еще один череп большерога, найденный в Камышловском уезде. В отличие от светлых костей скелета, он был угольно-черным. Рога у него были, вероятно, еще больше, но, к сожалению, оказались обломанными.

Скелет из Галкино до сих пор хранится в краеведческом музее Екатеринбурга. В девяностых годах его полностью отреставрировали. Недостающие ноги отлили зеркальным образом, нарастили обломанные ребра, сделали гипсовые лопатки и позвонки.

Несколько лет назад с помощью радиоуглеродного анализа определили точный возраст костей. Оказалось, они принадлежат самому позднему из всех известных мегалоцеросов!

Галкинский большерог жил 6,8 тысяч лет назад. Для сравнения – остатки ирландских мегалоцеросов намного старше и датируются 10–11 тысячами годами.


Скелет оленя сохранился и выставлен ныне в екатеринбургском Музее природы:

Изображение

Источник снимка: http://fotki.yandex.ru/users/stimulus17 ... 52/?page=0


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 08 май 2011 18:25:21 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
Два снимка с одинаковым названием "Местечко Вершины у г.Тобольска" LC-DIG-prokc-20866 и LC-DIG-prokc-20855

Изображение

Изображение

Критическое значение здесь имеет предлог "у", который вводит всех в заблуждение. На сайте БК и у Вейников эти снимки помещены ОТДЕЛЬНО от фотографий г. Тобольска как сделанные где-то в его окрестностях. В действительности Вершинское предместье (так это правильно называлось тогда) находится в историческом центре г.Тобольска, в двух шагах от кремля (при этом являясь окраиной города!). Второй прокудинский снимок сделан со смотровой площадки в саду Ермака. Это место очень популярно у горожан и туристов, поэтому сейчас в Сети есть множество снимков, сделанных точно в таком же ракурсе.

Предлагаю уточненное название для обоих снимков: "Вершинское предместье г.Тобольска".

Изображение

Вот откуда были сделан второй снимок:
Изображение

[сообщение первоначально опубликовано 31 марта 2010 г.]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Уральские альбомы
СообщениеДобавлено: 08 май 2011 18:58:04 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3336
Снимок LC-DIG-prokc-20645 "Общий вид Саткинского завода с Бакальской ветки"

Изображение

Подпись к снимку явно не соответствует содержанию.
Сравните с другими видами Саткинского завода у Прокудина-Горского, например:
http://www.loc.gov/pictures/collection/ ... ccb409f848

Изображение

Ранее было установлено, что церковь на снимке - Рождества Пресвятой Богородицы в Ветлуге (поселение при Саткинском заводе)
Изображение

Вот информация об этом храме: http://hramsatka.orthodoxy.ru/hrams/satka_hrb.htm

Подлинное авторское название для данного снимка (LC-DIG-prokc-20645) нам хорошо известно - "Поселение Ветлуга у Саткинского завода".
При составлении Уральского альбома это название по ошибке досталось снимку LC-DIG-prokc-20648, который я наконец-то идентифицировал:
http://www.loc.gov/pictures/collection/ ... 000000893/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 83 ]  На страницу 1, 2, 3, 4, 5 ... 9  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB