LC-DIG-prokc-20362 "Скелет широкорогого оленя в музее г. Екатеринбурга":

Снимок интересный, но мог бы быть ещё интересней - фрагмент бивня у правого края принадлежит скелету мамонта:


Полное название музея - Музей Уральского общества любителей естествознания.
Трудно сказать, насколько этот факт был определяющий для выбора места съемки, но музей находился под личным покровительством Великого князя Михаила Николаевича. Удивляет другое. В Тверском музее, который находился под покровительством Великого князя Михаила Александровича (покровителя Прокудина-Горского), было сделано множество кадров, я бы даже сказал - неоправданно много. Здесь - только один кадр, что вообще было нехарактерно для метода съемок ПГ. Быть может, вторым кадром был рисунок карты Франции?
С этой съемкой, однако связан крайне интересный момент. Обратимся к книге Л. И. Зориной "Уральское общество любителей естествознания: 1870-1929 : из истории науки и культуры Урала" (1996 г.). Там говорится, что сбор от лекции, прочитанной петербургским профессором Прокудина-Горского о цветной фотографии в 1909 г. "был пожертвован лектором на устройство художественного отдела музея". Вот оно что! Это ещё одно документальное свидетельство, что во время своих экспедиций Прокудин-Горский занимался не только съемками, но и лекционной, просветительской работой. Поэтому его визиты иногда освещались или анонсировались местной прессой (помните сообщения в Ташкентской и Пермской прессе?).
Но вернёмся к скелету оленя. О нём можно рассказать особо.
Читаем вот здесь:
http://www.oxota-ru.ru/turizm.html?id=333Цитата:
19.05.2010
Большерогие исполины
....
Самыми красивыми обитателями ледниковья были большерогие олени мегалоцеросы. По сравнению с ними даже крупные изюбри покажутся карликами. Ростом почти со слона, весом под 600 килограммов, они носили рога, похожие на расправленные крылья. Таких гигантских рогов не было ни у одного животного ни до, ни после мегалоцеросов.
Когда-то эти олени населяли всю Евразию. Особенно часто их кости находили в торфяниках Ирландии. Раньше мегалоцеросов так и называли – ирландскими или болотными лосями.
...
Появившись задолго до мамонтов, большероги обитали рядом с хазарскими слонами и верблюдами. Потом жили бок о бок с шерстистыми носорогами и бизонами. Впрочем, холода они переносили плохо и во время оледенений уходили на юг. Когда ледники отступали, мегалоцеросы двигались обратно на север, доходя до самого Тиманского кряжа.
....
В России остатки мегалоцеросов находили на Урале, в Поволжье, Западной Сибири, центральной части страны. Наши большероги были крупнее западноевропейских, хотя рога у них одинаковые – обычно чуть больше двух метров в размахе.
На сотню отдельных костей и десяток рогов в России приходится всего два скелета. Находили их, наверное, чаще. Но обычно ископаемые остатки попадают к далеким от науки людям – крестьянам, рыбакам, строителям, которые редко понимают их ценность и либо выбрасывают, либо используют в хозяйстве.
Читая краеведческие записки, не перестаешь удивляться поразительной находчивости людей. Окаменелыми костями могли укладывать погреба и колоть дрова. Зубом мамонта ульяновская старушка давила капусту, а черепом пермской рептилии дедушка из Оренбуржья прикрывал от кота крынку со сметаной. Оригинальнее всех были азовские рыбаки, строившие заборы из ребер громадных слонов архидискодонов.
Неудивительно, что большая часть костей пропадает бесследно. Ученые узнают лишь о немногих находках. Чаще всего это происходит благодаря краеведам. Так случилось и с двумя скелетами большерогов.
Первый нашли у села Галкино недалеко от города Камышлов Пермской губернии. Сейчас это Свердловская область.
Окрестности села изрезаны множеством оврагов, в которых нередко встречаются древние кости. Летом 1886 года в местечке с названием Свиной угол галкинские крестьяне нашли большие рога, ребра и позвонки и решили отвести их на костеобжигательный завод. Обычно туда сдавали кости коров, лошадей и овец, из которых делался клей и удобрения. Если попадались остатки вымерших зверей, крестьяне не упускали случая заработать.
«Наша восточная окраина очень богата ископаемыми остатками, но, к сожалению, большая часть раскопанных и вымытых костей не доходит до музеев, а погибает от небрежности нашедших их людей или, по незнанию их научной ценности, попадает на костеобжигательные заводы наравне с костями домашних животных», – писала сто лет назад палеонтолог Мария Васильевна Павлова.
К счастью, про кости услышали просвещенные земцы Камышлова и посоветовали продать их Уральскому обществу любителей естествознания. Там как раз начинали собирать палеонтологическую коллекцию, самым примечательным экспонатом которой был огромный бивень мамонта, поразивший своими размерами знаменитого зоолога Альфреда Брема.
За остатки оленя запросили 500 рублей. Общество созвало чрезвычайное собрание, на котором ученый секретарь Онисим Егорович Клер предложил их немедленно выкупить. Собрание распорядилось выделить деньги.
Узнав об этом, из Камышлова снарядили конную подводу и повезли кости в Екатеринбург, за сто с лишним километров.
У скелета не хватало нескольких ребер, позвонков и обеих левых ног. Найти их не удалось, несмотря на тщательные поиски и раскопки Свиного угла.
Скелет смонтировали быстро. Уже летом следующего, 1887 года он красовался на Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке, став одним из главных ее украшений. Он был великолепен, особенно громадные рога размахом в два с половиной метра. Если быть более точным – 256 сантиметров.
После выставки остов перевезли в музей общества. Тяжелые рога подвязали к потолочной балке, чтобы не рухнули.
В 1890 году сюда доставили еще один череп большерога, найденный в Камышловском уезде. В отличие от светлых костей скелета, он был угольно-черным. Рога у него были, вероятно, еще больше, но, к сожалению, оказались обломанными.
Скелет из Галкино до сих пор хранится в краеведческом музее Екатеринбурга. В девяностых годах его полностью отреставрировали. Недостающие ноги отлили зеркальным образом, нарастили обломанные ребра, сделали гипсовые лопатки и позвонки.
Несколько лет назад с помощью радиоуглеродного анализа определили точный возраст костей. Оказалось, они принадлежат самому позднему из всех известных мегалоцеросов!
Галкинский большерог жил 6,8 тысяч лет назад. Для сравнения – остатки ирландских мегалоцеросов намного старше и датируются 10–11 тысячами годами.
Скелет оленя сохранился и выставлен ныне в екатеринбургском Музее природы:

Источник снимка:
http://fotki.yandex.ru/users/stimulus17 ... 52/?page=0