Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 20 ноя 2019 07:36:02
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 160 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 16  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 10 дек 2012 18:16:19 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
Снова по затону Карешка.
Дмитрий недавно доказал, что судно на берегу - туэр:
Изображение
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=75
Точнее, там два туэра ("Михаил" и "Александр Свирский", как установил Дмитрий). На снимке ПГ эти корабли не просто пришвартованы, а находятся на стационарной стоянке.

Остается только посмотреть на карту 1910 г., где находились пристани товарищества цепного пароходства:
Изображение

Есть только два варианта. №3 - точно в том месте, которое я указываю как место съемки.
№8 - на противоположном (правом) берегу, но не в районе затона Карешка, а у самого истока.
А вот в районе Карешки указаны "нефтяные доки Бр. Нобель".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 11 дек 2012 20:10:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
DMITRY писал(а):

uchazdneg:
Вид правого берега вверх по течению, снято от паромной пристани на правом берегу.

фрагмент
Изображение
http://www.photohost.ru/pictures/169843.jpg

По-моему, там возможно было снять 0932 и церковь не попадет в кадр.

Изображение

По варианту "К" и "ниже К" надо объяснять почему при наличии у ТЦП 2-х пристаней и затона его суда оказываются в кадре.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=75

Этот вариант "бьёт" авторское название "Затон Карешка".
А ещё сравните состояние неба на 20932 с видом в начале Онежского канала (20930) и с видом на Вознесенский рейд (20885, вниз по течению). На что больше похоже?
Конечно, состояние облачности на небе не доказательство, но всё же намёк.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 14 дек 2012 18:38:52 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
DMITRY писал(а):
Караулка Липка-Бугры

Изображение

Vyacheslav:
Возможно ... мне удалось (совершенно случайно) найти ответ с помощью немецкого авиаснимка 1942 года:

Изображение

... на берегу Староладожского канала видно полуразрушенное здание у впадения в канал небольшой речки. Здание квадратное в плане, чётко видна галерея в передней части, что соответствует снимку ПГ.
Теперь это место обозначено как Синявино (братская могила) у огромного дачного посёлка Песчанка. ... на современных картах и спутниковых снимках небольшой речки больше нет.

http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=9&start=80

Мне непонятно фотосравнение выше.

Речка как и деревня называлась Липки (Липка). И.Петрашень указывает от Н.Ладоги (текст выше):
на 91 в.- дерев. на стойках мост для спуска нагорных вод,
на 93 в.- водослив с мостами по бечевнику и по дамбе,
на 94 в.- в дер.Липки дерев. на стойках мост для спуска нагорных вод.
Мосты на 91 и 94 в. одинаковые на материковом бечевнике.

Изображение

На 93 в. (красный квадрат) видна речка впадающая в канал- это соответствует описанию Петрашеня.
91 в.- за кадром аэроснимка, это место у дер.Бугры. На старой карте (средний фрагмент, текст выше) там одинаковый знак, как и у р.Липка.

Непонятно- зачем караулка у обыкновенного моста? Ей место на 93 версте водослив сторожить.

Изображение

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=4371

У меня нет твердой уверенности, что на немецком авиаснимке - именно та караулка. Просто по своему плану (который хорошо виден из-за отсутствия крыши) остов здания полностью соответствует караулке на снимке 01908. Кроме того, идеально совпадает расположение по отношению к протоке.
У нас уже не первый раз случается ситуация, когда визуальные исторические источники как бы противостоят описательным историческим документам.
Конечно, караулку логичнее искать у водоспуска на 93 версте, но там её, кажется, не видно на снимке.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 23 дек 2012 05:35:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
DMITRY писал(а):
Что есть на снимке (см. также текст на пред. стр.)

Изображение

Изображение
За "Лучем" баржа с резервуаром для нефтепрдуктов.

Изображение
Бочки на причале с керосином, а тихая вода на снимке справа от разлива нефтепродуктов.
Изображение

Изображение
Причал для заправки судов (видна муфта для подсоединения трубопровода), здание на берегу- насосная станция.

Всё говорит за то, что снято у складов Т-ва бр.Нобель.
.............................................................
рис. из книги "30 лет деятельности Т-ва нефтяного производства Бр.НОБЕЛЬ 1879-1909" прислал Петер

[Пристани в Вознесенье у затона Карешка.]

В прим.:
Снято по течению на правом берегу Свири ниже затона Товарищества цепного пароходства (ниже мыса Карьяжка).
На снимке суда ТЦП: у причала буксир "Луч", на берегу 2 туэра- "Михаил" и "Александр Свирский."
Авторское название снимка "Затон Карешка.", в котором "Карешка"- искаженное название местечка Карьяжка, где был затон ТЦП по реки Свири.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=90

То, что указал Дмитрий, действительно может быть признаками нефтеналивной пристани бр. Нобель, только в этом случае непонятно, как там оказалась стоянка туэров. Это совершенно противоречит схеме 1910 г. Да и состояние облачности на небе противоречит этой версии. Так что я бы не торопился с окончательным выводом.
Из всех признаков наливной станции единственный более-менее явный - это цистерна на барже (долго не мог понять, что там такое виднеется). Но она на барже, а не на суше, значит находится в процессе транспортировки. А в бочках и в домике может быть всё что угодно, на них же не написано "нефть" или "насосная станция", не говоря уже про "муфту".
Почему не просматривается воздушная телефонная линия, о которой Дмитрий писал в предыдущем сообщении?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 23 дек 2012 11:41:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
DMITRY писал(а):
[pg_img]0932[/pg_img]

Вячеслав:
... как там оказалась стоянка туэров. Это совершенно противоречит схеме 1910 г. Да и состояние облачности на небе противоречит этой версии.
На схеме 1910 г. нет этого места- оно за верхней ее границей, причал №8 напротив устья Онежского канала и тоже не влияет на место съемки.
Снимок снят на правом берегу, все остальные на левом и между ними временной промежуток, поэтому облачность могла изменится и тоже не влияет. На берегу Онежского озера погода мгновенно меняется и бывает, что дождь днём нельзя предсказать утром.

Почему не просматривается воздушная телефонная линия ...?
Снято ниже мыса Карьяжка, а предполагается, что линия проходит по мысу.

http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=9&p=2319#p2319

Изображение

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=90

Не понимаю. По схеме 1910 г. пристань Бр. Нобель находилась выше мыса Карьежка, а Дмитрий ставит точку съемки ниже мыса по течению. Местность ниже мыса, кроме того, никогда не относилась к затону Карьежка и не носила такого названия.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 31 дек 2012 04:57:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
Итог нашего с Дмитрием обмена мнения по поводу снимка 20932 оказался неожиданным и даже забавным. Он убрал из названия снимка упоминание о затоне Карешка, а я, напротив, вернул. Хотя любой из рассматриваемых нами вариантов исключает, что на снимке действительно затон (а не другая пристань), я всё же решил руководствоваться принципом "минимального вмешательства", согласно которому авторское название (подпись) следует убирать только в том случае, если оно 100% ошибочное, "иррелевантное". В данном случае всё-таки можно сказать, что "затон Карешка" где-то там, в Вознесенье, был, пусть даже и на другом берегу Свири.
Что касается конкретного места съемки, то у меня на сей счёт пока нет уверенности.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 06 янв 2013 06:47:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
DMITRY писал(а):
По пред. тексту:
Тюменев тоже пишет через "А"- Кабона.
...................................................................

[Собор Рождества] Иоанна Предтечи на Малышевой горе. Старая Ладога.

Изображение

В подписи Прокудина-Горского: Церковь Иоанна Предтечи на Малышевой горе.
У автора нет неточности, Собором Рождества могли назвать церковь в справочнике и т.п., но в жизни называли так, как записано.

Илья Тюменев "Из варяг в греки", Исторический вестник №52, 1893 г.
Изображение
Малышева гора названа Предтеченской
http://gbooks.archeologia.ru/

Вернуть авторское название, а "Собор Рождества" записать в прим., хотя в карточке храма его нет.
http://temples.ru/card.php?ID=4792

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 6&start=15

Да, раз такое дело, то уточненное название лучше дать в квадратных скобках.
Тем более, что на современной туристической схеме храм называется точно как у Прокудина-Горского:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 13 янв 2013 09:50:59 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
DMITRY писал(а):
Волоков подъемный мост на реке Вытегре.
Изображение

На пути парохода МПС "Шексна", на котором в 1909 году плыл по Мариинской системе Прокудин-Горский было 3 однотипных подъемных моста:
в г.Вытегре, на реке Вытегре- Волоков мост между шлюзами св.св. Николая и Дарьи, на реке Ковже- Анненский мост в одноименной деревне у шлюза св.Анны.

Изображение
-мост в г.Вытегре

Ранее установлено, что на снимке 0958 Волоков мост, но не было фотосравнений.

И.В.Петрашень о Волоковом мосте:
"...размеры его и конструкция совершенно такие же, как и у Анненского моста."

Петер посетил Вытегорский краеведческий музей (г.Вытегра). В музее есть снимок Анненского моста начала 1900-х годов.
По Петрашеню мост был перестроен в 1905 году (одновременно с Волоковым), т.о. снимок сделан не ранее этого года.

Изображение

Даже без учета направления течения на снимках, на музейном фото не мост со снимка ПГ.
На 0958- Волоков мост
, снимок идентифицирован.

ВКонтакте есть снимок подъемного моста, но с местом не определено.
Видно, что это вид со снимка 0958, только мост перестроен (в 1923-1924 гг была реконструкция на Вытегре и Ковже).

http://vk.com/album-14607387_102163362
http://vk.com/album-14607387_102163362#/photo-14607387_187588649
Изображение
Это Волоков мост не ранее 1923 года.

Прим. переписать:
Волоков подъемный мост находился между шлюзами св.св. Николая и Дарьи, по нему реку Вытегру пересекал Архангельский тракт. Перестроен в 1905 году.
У моста часовня Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1887 г.
Снято против течения.

...

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 2&start=15

Идентификация методом исключения, конечно, может иметь место.
Мне вариант с Волковым мостом уже давно представляется наиболее вероятным.
В данном случае всё же мы имеем безымянный снимок, опубликованный в галерее Анненского моста. Высокий берег с изгородью на заднем плане весьма похож на аналогичный фрагмент снимка 20958, однако непонятно, зачем потребовалось после 1909 г. пристраивать два лишних пролёта к мосту? С трудом верится в какую-то серьёзную реконструкцию в 1923-24 гг., тогда было явно не до того, страна только начинала выбираться из разрухи.
Т.е. хочу сказать, что новый снимок не прибавляет, к сожалению, уверенности в идентификации, которая у меня остаётся пока 98-процентной.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 16 янв 2013 15:26:26 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
DMITRY писал(а):
Волоков мост[/i]

Вячеслав:
http://forum.prokudin-gorsky.org/viewtopic.php?f=3&t=9&p=2395&sid=1f62d6faf1a070ec0f4f0f9b2f4997c6#p2395

В данном случае всё же мы имеем безымянный снимок, опубликованный в галерее Анненского моста.
Снимок из ВКонтакте не участвует в идентификации. Мост со снимка ПГ сравнивается с Анненским мостом на музейном снимке.

... непонятно, зачем потребовалось после 1909 г. пристраивать два лишних пролёта к мосту?
Ничего не пристраивалось. Были длинные и малонесущие береговые пролеты (между красн. стрелками), которые усилены. Общая длина моста осталась прежней. Береговой пролет между красными стрелками сократился вдвое- появилась промежуточная опора (зеленая стрелка), усиленная крестообразной распоркой.
В результате грузоподъемность на моста увеличилась. Рисунок это показывает наглядно.

Изображение

С трудом верится в какую-то серьёзную реконструкцию в 1923-24 гг., тогда было явно не до того, страна только начинала выбираться из разрухи.

8-15 февраля 1923 г. в Москве прошел Съезд службы пути речного транспорта:
Изображение

Изображение

Р.П.Порожский "Петрову мысль Мария свершила.", Вытегра, 2010 г.:
Изображение
Изображение

альб. "Волго-Балт. 40 лет." В.Лапин А.Чистиков, изд. Лики России:
Изображение


http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 2&start=15

Спасибо, Дмитрий! Вот уж не думал, что так рано начали восстанавливать сложное воднотранспортное хозяйство!
Пожалуй, по совокупности всех обстоятельств всё же можно говорить об идентификации Волкова моста "с высокой степенью вероятности".
Но отсутствие каких бы то ни было прямых доказательств мне очень не нравится :(


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 20 янв 2013 10:54:40 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
DMITRY писал(а):
Река Остречина

Изображение
Изображение

Авт. названия: 0918 Река Остречина. / 0919 Вид на Остречины.
http://prokudin-gorskiy.ru/album_list.php?ListID=137&AlbumID=4

В Свирь впадает река Ивина, а р.Остречина- приток Ивины.
Ранее приводился текст из ОГВ №41 за 1845 г., где вместо Ивины указана Остречина.
Изображение

В Списках мест Олон. губ. за 1873 г. притоком Свири называется "Ивина или Остречина".
Изображение

Если считать, что Прокудин-Горский переставил названия к снимкам, то ошибки большой нет, когда он назвал устье Ивины рекой Остречиной (0919).

Реку Ивину "Олонецкий сборник" №2 за 1886 г. называет рекой Ладвой.
Остречины- ... село, стоит в стороне Свири, при слиянии речек Остречинки и Ладвы.
Вероятно, потому, что в верхнем своем течении Ивина протекает через большое село Ладва и там ее называли по имени села.
Также и в рассматриваем случае- нижнее течение реки Ивины имело второе название-река Остречина. И в районе пристани оно было не вторым, а первым названием.


DMITRY писал(а):
И.Петрашень:
Изображение
ОГВ 1875 №46-49

У реки Ивины было еще два названия: Остречина и Ладва. Надо возвращать реку Остречину в название.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=90

Я обеими руками за максимальное сохранение авторских названий, но в данном случае это представляется неоправданным. Даже если нижнее течение Ивины в ряде источников названо Остречинкой, всё равно на снимке запечатлена не она, а река Свирь. Где-то там едва можно разглядеть краешек устья, но зритель будет однозначно введён в заблуждение, так как он видит на снимке только реку Свирь. Вот если бы на фото действительно была река Ивина-Остречинка, тогда никаких вопросов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 160 ]  На страницу Пред.  1 ... 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 ... 16  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex [bot] и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB