Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 12 дек 2019 07:48:03
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 162 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 17  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 10 май 2011 10:48:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
Снимок LC-DIG-prokc-20915 "Порог Медведец":

Изображение

Порог находился в нескольких верстах вверх по течению Свири от Подпорожья, ныне не существует из-за поднятия уровня воды.

Изображение

Карта дает ответ на вопрос, что за поселение мы видим на снимке Прокудина-Горского - деревня Медведец. По карте 1932 г. - 15 дворов.

В советское время деревню затопили и теперь это часть "Русской Атлантиды".

Из книги В. Л. Калистратова "Из Москвы в Ленинград по воде" (1965 г.):
Цитата:
Ниже Xевроньино, на высоком правом берегу, стоит семафорная мачта путейского обстановочного поста Медведец-верхний. А несколько дальше по реке — такая же мачта поста Медведец-нижний. Между ними Свирь делает крутой узкий изгиб.


Как писали в том же 1965 г. в другом советском издании,
Цитата:
Когда-то скалистые пороги Седяха, Сиговец, Медведец, Пупырыш и Собачья Дыра мешали тут плаванию; извилистая Свирь вихрилась, лохматилась на перепадах и стремнинах, норовя бросить судно на камни.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 10 май 2011 19:17:55 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
DMITRY писал(а):
Школа в селе Пидьма имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Великого Князя Алексея Николаевича
или
Пидемская Пушкинская библиотека?

[pg_img]0917[/pg_img]

Ранее снимок обсуждался. Результат- библиотека.

24.11.09 "Работа над ошибками".
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3572&p=10647&hilit=%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D1%8C%D0%BC%D0%B0#p10647

25.11.09 стр.3 "Мариинский альб."
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=24&t=3971&start=30

Сергей Прохоров: "... на фотографии Прокудина-Горского изображено здание, в котором, вероятно, располагались и школа, и библиотека."

Слава: "Если хотите всерьёз оспорить идентификацию, найдите документ, в котором было бы написано: "в одном здании в Пидьме располагались школа и публичная библиотека."

Петер предоставил копию заметки из "Олонецких губ. ведомостей" от 9 августа 1903 года.

Изображение

Изображение

Закладка здания произошла в 1903 году. Стройка растянулась до 1909 года.
Попечитель школы- И.В.Романов.
ПГ или помощники напутали в записях или забыли, а потом вспомнили неправильно, посчитав этого попечителя Романова за члена царской семьи.
Но может школа действительно так и называлась.

На снимке здание доделывается. Рядом лежат бревна, доски, нет забора, территория неблагоустроена.
Библиотека уже переехала и работает. Школа еще нет- лето, она откроется осенью.
Может быть имеется отдельный вход для школы- правый край здания за кадром.
Человек слева не учитель, вероятно, у него жетон работника МПС.

Вывеска библиотеки установлена на крышу (!).
Вывески крепят на стену у входа. Это временное место- производилась покраска здания.

Изображение

По-моему, следует вернуть авторское название и написать примечание.
Возможно, сделать два названия- авторское и существующее, взяв его в квадратные скобки.

http://prokudin-gorskij.narod.ru/20917u.JPG

источник: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=345

Замечательная находка! Искренне рад за Петера и Дмитрия!
Действительно, вопрос о совмещении в одном здании школы и библиотеки оказался на таким простым и в свете вышеприведенной газетной заметки такой вариант более нельзя исключать, а напротив, нужно его отрабатывать.
Но есть некоторые замечания.
Во-первых, не понял смысла следующих фраз:
Цитата:
Попечитель школы- И.В.Романов.
ПГ или помощники напутали в записях или забыли, а потом вспомнили неправильно, посчитав этого попечителя Романова за члена царской семьи.
Но может школа действительно так и называлась.

Действительно как называлась? Я уже писал в последнее время на форуме и в ЖЖ дважды и мне не трудно написать в третий раз:
Цитата:
"Справочная книга по низшему образованию. Часть I.
Издательство: Спб., 1907 г. Правительственные распоряжения. Год третий. Сведения за 1905 год."

На стр. 75 читаем:

"4. (2-го апрѣля 1905 года). О присвоеніи Пидемскому земскому училищу, Олонецкой іуберніи, наименования „Алексъевскаго". Государь, по всеподданейшему докладу министра народного просвещения, во 2-й день. апрѣля 1905 года Высочайше соизволилъ на присвоеніе Пидемскому земскому училищу, Олонецкой губерніи и уѣзда, наименованія „Алексъевскаго" в ознаменование рождения Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великаго Князя Алексея Николаевича".

Всё точно, как в аптеке :-)
В этой связи что-то совсем не верится в долгострой со школой. Такие здания и так строились за сезон, а в свете Высочайшего покровительства допустить задержку в строительстве было просто немыслимо (впрочем, на Руси всякое бывает).
Да и выглядит здание давно обжитым, двери уже успели вон как обтереться.
Как мы видели с картонной фабрикой (и не только), ошибки в названиях объектов в Мариинском альбоме очень даже встречаются. Так что вариант с ошибкой школа-библиотека пока не исключен.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 11 май 2011 04:21:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 337
Я всегда был уверен, что это школа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 11 май 2011 08:58:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
Ещё 25 ноября 2009 г. я писал на форуме:

Слава писал(а):
Только сейчас увидел:
LC-DIG-prokc-20883 Karaulka na 32-oi verstie kanala Imperatora Petra I. [Rossiiskaia imperiia]
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20883v.jpg

На снимке-то не только караулка, но и водоспуск!

Поэтому предлагается следующий вариант авторского названия из альбома:
"Водоспуск и караулка М.П.С. в Белых Озерках".


Тогда это предложение "повисло в воздухе", т.к. не было доказательств. Лишь летом 2010 г. я случайно нашел современный снимок базы в Белых Озерках и понял, что на нём та самая караулки, что на снимке Прокудина-Горского, подписанном как "Караулка на 32-й версте канала Императора Петра I" (LC-DIG-prokc-20883):

Изображение

Эти караулки строили под руководством Миниха по типовому проекту, но, тем не менее, они все имеют некоторые отличия в архитектурных деталях, достаточно сравнить с караулками в Сумском или в Кобоне.
Один добрый человек (Владислав), который часто бывает в тех местах, сделал для меня летом того же 2010 г. серию снимков. К сожалению, бывший бечевой тракт давно покрылся густыми зарослями и точно повторить ракурс не оказалось возможным, но и тот ракурс, который был сделан, не оставляет сомнений:


Изображение

Белые Озерки находятся около 60 верст от начала канала в Шлиссельбурге.
Что же тогда с "Караулка на 32-й версте канала Императора Петра I"? По этой версте подходит только Нижняя Шальдиха (Шельдиха), хотя там не 32 верста получается, а 34-я или что-то вроде того. Но в ближайших окрестностях ничего больше нет всё равно. насколько я понял, караулка в Шальдихе не сохранилась.
Я бы дал 50%, что Прокудин-Горский имел в виду караулку, ошибочно подписанную как "Караулка в селе Бугры":

Изображение

50% - это даже не "предположительно", а "вполне возможно". Почему это не Бугры? Повторю, для тех кто не в курсе или забыл. На снимке мы видим боковое ответвление на канале с мостом. Однако на старых картах никакого пересечения канала с любой другой водной артерией в Буграх не наблюдается. На современных спутниковых снимках также не видно даже намёка на какой-нибудь овражек.

О вот в Шальдихе канал как раз пересекается речкой Шальдихой (на новых картах почему-то Рябиновка):

Изображение

Так что "Как караулка в селе Бугры" пока остается неразгаданной тайной.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 11 май 2011 17:39:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 337
Vyacheslav писал(а):
LC-DIG-prokc-20911 "Остречины. Этюд".

Изображение

Интересно, а что за хлопцы на снимке?

Изображение
image hosting

Какие-то случайные местные жители? Тот который слева, похож на сына Прокудина-Горского Дмитрия (ему в тот момент было 18 лет).
Предмет в руках у второго парня напоминает своими габаритами футляр для тройного негатива.


Да, Вячеслав, молодой человек слева очень похож на Дмитрия. Про молодого человека справа, увы, с уверенностью нельзя сказать, что он похож на Михаила.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 11 май 2011 18:41:56 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
Как я и предполагал, рассуждения на тему "затянувшегося до 1909 г. строительства школы" в Пидьме оказались не более чем фантазиями. Согласно Олонецким Губернским Ведомостям (Том 107), освящение нового школьного здания, законченного постройкой, состоялось 4 сентября 1904 г. Кому не лень, почитайте большую заметку, там всё так красочно описано: "Двухэтажный, гигант дом, построенный на горке, величаво возвышается над селом и не имеет себе равного соперника".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 15 май 2011 12:25:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
Vyacheslav писал(а):
LC-DIG-prokc-20911 "Остречины. Этюд".

Изображение

Интересно, а что за хлопцы на снимке?

Изображение
image hosting

Какие-то случайные местные жители? Тот который справа, похож на сына Прокудина-Горского Дмитрия (ему в тот момент было 18 лет).
Предмет в руках у второго парня напоминает своими габаритами футляр для тройного негатива.



Всё же склоняюсь, что второй персонаж - младший сын Прокудина-Горского Михаил.
Вероятно, на открытке Метенкова (спасибо Анчугову!) Прокудин-Горский также с двумя сыновьями:
Изображение

Качественных снимков Михаила в юношеском возрасте у меня нет. Есть в детском:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 15 май 2011 14:57:33 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
В моём первоначальном сообщении по этюду у Остречин была допущена описка - конечно, я имел в виду, что на Дмитрия похож тот, который слева (раз предмет в руках был у второго парня). Василий заметил в тот же день, но я тогда так и забыл поправить :oops:


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 15 май 2011 15:28:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
DMITRY писал(а):

Изображение
Вот этот похож на уральского парня.


По всей видимости, Дмитрий прав и на обоих снимках - один и тот же человек. Думаю, что это младший сын Прокудина-Горского Михаил.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 15 май 2011 15:53:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3618
Вот как всегда! И сходство вроде есть, и не очевидно:

Изображение

Ушные раковины сравнивать нет смысла, так как второй снимок инверсирован для сравнения.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 162 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6 ... 17  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB