Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 20 ноя 2017 13:20:05
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 28 июн 2011 04:45:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Кажется, никто не заметил до сих пор:

Снимок 02569 "Наружные врата под Иераршии палаты.":

Изображение

На самом деле это "Врата под церковью Воскресения Христова (снаружи, внизу)":
Изображение

А что же тогда на снимке 21245?
Изображение

Очевидно, это и есть "Наружные врата под Иераршии палаты."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июл 2011 15:57:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Удивительно, но никто до сих пор не обратил внимание на ошибочную подпись к двум ярославским снимкам:

21309 "Иконостас в зимней церкви Федоровской Божией Матери. Ярославль."
Изображение

21310 "Фреска в зимней церкви Федоровской Божией Матери. Ярославль."
Изображение

На самом деле эти снимки сделаны в Федоровской церкви, которая является летней. А "зимней церковью Федоровской Божией Матери" Прокудин-Горский называл (также ошибочно) церковь Николы Пенского — зимний храм Фёдоровского прихода.
Таким образом, фрески и иконостас одного храма отнесены к другому.
Современный вид иконостаса и фрески выложу позднее в разделе фотосравнений.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 авг 2011 13:53:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Моя переписка с Ростовским музеем принесла исключительно интересные результаты.
Они располагают неизвестными (до последнего времени) документами, касающимися организации съемок Прокудина-Горского в этом городе.
Мне дали ссылку на статью "Ростов в «натуральных цветах»": http://www.rostmuseum.ru/news/2011/prokudgor/text.html

Цитата:
В начале ХХ века имя Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944) было широко известно. Изобретатель цветной фотографии, он работал по всей России, выступал на многочисленных съездах, получал награды на международных выставках, редактировал журнал «Фотограф-любитель», а почтовые открытки с надписью «Съ натуры. С. Прокудинъ-Горский. С. Петербургъ» продавались в любой лавке. После десятилетий забвенья о Прокудине-Горском, эмигрировавшем в 1918 г. во Францию вместе со своими работами, вновь заговорили в России в начале 2000-х гг.

Творческое наследие Прокудина-Горского на его родине стало доступным благодаря современным компьютерным технологиям. Тройные авторские негативы на стекле, хранящиеся ныне в Библиотеке Конгресса США, в 2000 г. были отсканированы и размещены на сервере Библиотеки. Это и стало исходным материалом для работы по воссозданию цветных фотографий в Ярославском Государственном университете им. Демидова. Восстановленные здесь фотографии в 2003 году были показаны в Ярославском музее-заповеднике, а в 2004, в рамках фестиваля «Музейная весна», экспонировались в Ростовском музее. Тогда на выставке было представлено пять фотографий, сделанных в Ростове.

Между тем, о работе Прокудина-Горского в Ростове Ярославской губернии сообщают некоторые материалы музейного архива, которые, несмотря на обилие посвященных мастеру исследований, еще не были опубликованы.

Один из таких документов – «Книга посетителей Ростовского музея церковных древностей» – содержит автограф Сергея Михайловича: «Профессор Санкт-Петербургского Технологического Института состоящий в командировке по Высочайшему соизволению для воспроизведения древних памятников в России С. Прокудин-Горский с помощниками: Д. Прокудиным-Горским, Н. Селивановым, С. Карасовичем. 18/ по 27 июля 1911 г.» Таким образом, эта запись с точностью до дня позволяет датировать сроки его работы в Ростове. Копия его удостоверения сообщает о том, что «предъявителю сего профессору Санкт-Петербургского технологического института им. Императора Николая I поручено Комитетом для устройства празднования 300-летия Царствования Дома Романовых произвести повсеместно в Империи фотографические снимки в красках для надобностей Комитета» и содержит просьбу «оказать С.М. Прокудину-Горскому возможное содействие в выполнении возложенного на него поручения».

К этому времени Сергей Михайлович, по его собственным словам, уже «четыре года ездил с соизволения Государя Императора по всей России». Свою задачу он видел в том, чтобы «оставить точный документ для будущего», а «фотографирование в натуральных цветах применить к сохранению древних памятников». В этой работе он руководствовался, по его собственному сообщению, «указаниями и этнографов, и художников, и, главным образом, местных людей, которые знают свое место больше, чем кто-либо». Проводником Прокудина-Горского по Ростову выступил Иван Александрович Шляков (1843-1919), ученый, художник, хранитель музея и знаток ростовских древностей, который, по словам фотографа, «сейчас дрожит над всем этим и спасает все».

На ростовских снимках Прокудина-Горского представлены панорамы города, кремль, монастыри, приходские церкви, различные помещения музея и его отдельные экспонаты. Можно со значительной долей уверенности предположить, что выбор памятников, наиболее выигрышных точек зрения, запечатленных Прокудиным-Горским, определялся Шляковым. Фотограф работал в Ростове много и вдохновенно: «Что касается Ростова, то снято все, что можно». Сейчас известно 93 снимка на ростовскую тему, и это гораздо больше, чем в других местах региона, обозначенного им как «Волга и ее притоки». Для сравнения – во Владимире, где Прокудин-Горский побывал в то же лето, им было сделано только 11 кадров.

В декабре этого же года, во время обработки отснятых материалов, С.М. Прокудин-Горский присылает И.А. Шлякову письмо: «Глубокоуважаемый Иван Александрович. Обращаюсь к Вам со следующей покорнейшей просьбою. Мне необходимо получить более или менее подробные сведения о предметах снятых в Ростовском музее. Для этой цели я сегодня отправлю Вам посылочку, в которой находятся фотографии в маленьком виде. К каждой приклеена чистая бумажка, на которой я покорно прошу написать все сведения о данном предмете. Особой спешности в этом деле нет, но во всяком случае к середине января мне необходимо получить, так как в феврале я буду делать по этому вопросу (т.е. о Ростове) сообщение в Царском Селе Государю Императору. Очень буду рад получить от Вас известия о Вашем здоровье. Покорно прошу Вас всем добрым знакомым передать мой привет, а Вас прошу принять мои наилучшие пожелания. С истинным уважением С. Прокудин-Горский. 8 декабря 1911 г. Санкт-Петербург». Просьба была незамедлительно выполнена, о чем свидетельствует соответствующая квитанция в Делах музея и, конечно, те точные и подробные аннотации, которые сопровождают ростовские фотографии.

К сожалению, мы не располагаем данными о том, как прошла демонстрация снимков из Ростова в Царском Селе. Известно, что в своих дневниковых записях Николай II отмечал доклады Прокудина-Горского. Сам же фотограф вспоминал: «Специальные сооружения Министерства путей сообщения, как то плотины, выемки для железнодорожного пути, разные мосты – Государя не могли интересовать так, как интересовали Его как русская старина, древние памятники и красоты природы». Все это есть в фотографиях ростовского цикла.


Теперь мы знаем не только точную дату съемок в Ростове - с 18 по 27 июля 1911 г. и заказчика съемок - Комитет по празднованию 300-летия дома Романовых.
Настоящей сенсацией является неизвестный способ получения Прокудиным-Горским точных подписей для снимков - отправка отснятого материала местным специалистам.
Правда, когда я ознакомился ещё с одним интереснейшим документом (который скоро размещу здесь), у меня возникли сомнения: Прокудин-Горский просил всё же написать не названия для снимков, а комментарии к ним: "чистая бумажка, на которой я покорно прошу написать все сведения о данном предмете.". Эти комментарии он будет давать при публичной демонстрации снимков.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 авг 2011 08:21:55 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Продолжение по съемкам Прокудина-Горского в Ростове будет несколько позже, а пока обратимся к Костроме.

Снимок 21299 "Фреска из собора Ипатьевского мон."
Изображение

По положению снимка в альбоме нельзя определить, о каком соборе идет речь. По стилю понятно, что это должен был быть Троицкий собор, но нужны доказательства.
Хотя в Сети довольно много снимков интерьеров этого собора, но вид именно этой фрески мне удалось найти с огромным трудом: http://www.lyamcino.ru/poleznoe_palomnik_kirillov.html

Изображение

Так что можно внести уточнение в название снимка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 фев 2012 11:33:52 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Снимок 21339 " Надгробный памятник из белого известняка 1459-го года":

Изображение

Про этот снимок уже писалось ранее.
Тогда я выкладывал, если не ошибаюсь, этот материал:
Изображение

Оказалось, что это крест дьяка Бородатого 1458 г.

Вчера нашёл ещё открытку:

Изображение

Из неё узнаем, что крест находился в Белой палате Ростовского кремля.

В карточку снимка внесено примечание "На снимке крест дьяка Бородатого 1458 г. Находился в Белой палате Ростовского кремля."


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 авг 2013 12:40:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
В последнее время Дмитрий сделал ряд существенных уточнений по ризнице Ипатьевского монастыря.

DMITRY писал(а):
Воздухи. Дар Царя Бориса Феодоровича. В ризнице Ипатьевского монастыря.

Изображение
http://www.veinik.by/foto/2501-2600/2558l.jpg

Авторская подпись ошибочна, в надписи на воздухе указано, что это дар Д.И.Годунова.

В середине вышито Знамение Пресв. Богородицы с херувимами, вокруг надпись: "пiйти от нея вси..." Вокруг Знамения надпись такая же, как [pg]2559[/pg]
Вклад боярина Дмитрия И. Годунова в 1599 году.

Воздухи. Дар [боярина Дмитрия Ивановича Годунова.] В ризнице Ипатьевского монастыря.

Изображение



DMITRY писал(а):
Воздухи. Дар Царя Бориса Годунова. В ризнице Ипатьевского монастыря.

Изображение
http://www.veinik.by/foto/2501-2600/2559l.jpg

Прокудинское название ошибочно, в надписи на воздухе сказано, что это дар Д.И.Годунова.

В прим.:
Вклад боярина Димитрия Ивановича Годунова в 1602 году при царе Борисе Федоровиче.

Комментарий:

Воздух шит золотом и серебром по червчатой камке и украшен жемчугом.
Представляет в середине Агнца Божия, закланного за грехи мира; вверху представлен Св.Дух (в виде голубя), от Бога Отца нисходящий (в облаках) на Агнца; около последнего- по два ангеля с рипирами в руках, в положении лиц служащих; по углам херувимы и серафимы.
Над ангелами и звездицей вышито серебром и жемчугом: "се Агнец Божiй, вземляй грехи мiра".


Воздухи. Дар [боярина Дмитрия Ивановича Годунова.] В ризнице Ипатьевского монастыря.


DMITRY писал(а):
[b]Воздух, подаренный императрицей Екатериной Великой Преосвященному Симону. Ипатьевский монастырь.

Изображение
http://www.veinik.by/foto/2401-2500/2481l.jpg

Еще одна ошибочная подпись у фотографа Прокудина-Горского.
Воздух пожалованный Екатериной II 19 сентября 1769 года костромскому епископу Симону имеет по углам вензелевые имена, изображение в центре в описании не упоминается.

В прим.:

Воздух бархатный пунцового цвета представляет в средине в жемчужном кресте Спасителя, по углам четырех евагелистов, а между последними вышиты мелким жемчугом вензелевые Высочайшие имена, при чем в одном месте- имя костромского епископа Евгения.

Воздух [с вензелевым именем костромского епископа Евгения.] Ипатьевский монастырь.

Изображение на снимке перевернуто на 180 гр.

...........................................................
источник: "Костромской Ипатьевский монастырь" под ред. И.В.Баженова, 1913 г.


http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 1&start=15

Также он обратил внимание, что на снимке Ипатьевского монатыря не Водяные, а Святые врата:
DMITRY писал(а):
Водяные врата и Архиерейские покои.

Изображение

... трехэтажный каменный архиерейский корпус... По средине же между этими покоями находятся две крестовые церкви: одна во имя свв. Хрисанфа и Дарии, а другая во имя свм. Ипатия и св. апостола Филиппа.
http://kostromka.ru/ipatievsky/109.php
Первоначально в Ипатьевский монастырь вели двои ворота, устроенные на восточной стороне монастырской ограды ... Они назывались святыми и водяными воротами ...
http://kostromka.ru/ipatievsky/21.php

В центре на снимке Святые ворота, но не Водяные. Изображения Водяных ворот я не нашел. На одной из схем имеются безымянные ворота на восточной стене у Пороховой башни. На старом рисунке в центре Архиерейских покоев двое ворот.

Изображение
http://kostroma-obl.ru/map1437323_0_0.htm

Изображение
http://www.hrono.info/proekty/romanov/1rc38.php

Кабатов С.А., к.и.н. (Кострома):
Сразу после строительства Святых и расположенных рядом с ними Водяных ворот, местонахождение которых доподлинно не известно в 90-х годах ХVI в. над ними были возведены шатровые храмы Федора Стратилата и Ирины, в честь небесным покровителям царствующей в это время четы – Федора Ивановича и Ирины Годуновой (оба храма были освящены в 1600 г.).
http://www.hrono.info/proekty/romanov/1rc38.php

[Святые] врата и Архиерейские покои.

В прим.:
Указанные в авторском названии Водяные ворота, находились в восточной стене рядом со Святыми; местонахождение их доподлинно неизвестно.

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 1&start=45


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 фев 2016 07:06:02 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3323
Ветка форума выбрана условно, потому что именно в 1911 года у Прокудина-Горского были основные съёмки в Ипатьевском монастыре.

Снимок 02464 "Чудотворная икона Феодоровской Божией Матери в Успенском соборе в Костроме":
Изображение

Цветной оригинал не сохранился, но есть репродукция в книге Васенко:
Изображение

В Интернете есть утверждение, что "Федоровская икона потемнела в 20-х годах и была практически заново написана при реставрации в мастерской Грабаря. Сохранилось фото 1913 года."

Я тоже уже где-то писал ранее, что Федоровскую икону снимал в цвете до 1917 года ещё один фотограф (вероятно, на пластину "автохром").

Возможно, речь идёт об этом снимке, который в Сети приписывают Прокудину-Горскому:

Изображение

Здесь подробный рассказ об истории иконы: http://ruskline.ru/news_rl/2013/02/21/i ... o_carstva/

Цитата:
Издание иллюстрировано множеством редких и ранее не публиковавшихся фотографий, среди которых цветное фото Феодоровской иконы Божией Матери, сделанное в 1913 году.


Приводится тот же снимок:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 7 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB