Теперь подведём итоги года.
2019-й, как и предыдущий, не принёс громких сенсаций, однако работа проекта активно продолжалась и была отмечена рядом интересных открытий, находок и событий.
Главным событием
января в научном плане стала публикация сведений о продолжателе Прокудина-Горского в СССР - В.И.Савельеве:
https://oldcolor.livejournal.com/513755.htmlОсновные усилия в январе были посвящены самаркандской серии наследия С.М.Прокудина-Горского, в частности, тройным фотосравнениям и реставрации.
Первая половина
февраля также была посвящена самаркандской серии. Удалось идентифицировать точное место съёмки нескольких фотографий, сделанных на реке Сиаб, хотя окончательное подтверждение будет только с фотосравнениями.
Благодаря бухарскому краеведу Рахмату Шарифову была разрешена одна из последних загадок Бухары у Прокудина-Горского - определён снимок, соответствующий в списке Хантингтона авторской подписи "Мечеть у Урган Сарая". Ею оказалась утраченная мечеть Модари Хан Лаби Руд.
Но главным открытием месяца стала открытка, адресованная в 1913 г. в Париж Прокудину-Горскому, на которой стояло 14 или 15 подписей! Её скан нам любезно прислал Антон Маринин. Исследование этого уникального исторического документа позволило нам существенно продвинуться в изучении ближнего круга С.М.Прокудина-Горского.
В
марте Анатолий Горбунов нашёл неизвестную ранее цветную репродукцию снимка дома С.Н. Чаева в Петербурге, сделанного фирмой Прокудина-Горского!
В
апреле главным событием стало долгожданное завершение работ по обустройству Музея Прокудина-Горского в новом помещении, состоялось его формальное открытие.
В
мае вдруг обнаружился ранее неизвестный факт биографии Прокудина-Горского, а именно награждение его подарками из Кабинета Его Величества во время Высочайшего визита в Крым в 1912 г.
В блоге проекта завершена публикация всей известной нам на сегодня хронологии жизни С. М. Прокудина-Горского:
https://oldcolor.livejournal.com/531868.htmlУдалось сделать свежие фотосравнения по Рязани.
В
июне обнаружились две неизвестных ранее стереопары Кулакова, на которых запечатлён Прокудин-Горский в Ясной Поляне.
Также обнаружилось письмо М.К. Тенишевой к Н.К. Рериху от 3 декабря 1911 г., в котором упоминается Прокудин-Горский.
Нашу коллекцию фотосравнений пополнили свежие снимки Анны Струневской, сделанные в июне на Соловках.
В
июле опознан ещё один человек с известного прокудинского снимка "Группа участников железнодорожной постройки" (1916 г.) - архитектор С.А.Транцеев.
Главным событиями
сентября стало долгожданное возобновление работы Музея Прокудина-Горского и начало публикации новой серии снимков из архива Н.М.Селиванова, любезно присланных его внучкой Ириной Владимировной. Среди них есть пара совершенно уникальных по своей значимости видов лаборатории Прокудина-Горского.
Впервые за полтора года, с марта 2018 г., сделана новая версия справочника "Окружение С.М. Прокудина-Горского".
В
ноябре благодаря нашей коллеге по исследованию Наталье Мозохиной наконец удалось увидеть архивные документы, раскрывающие тайную происхождения В.М. Прокудина-Горского (1879-1960), которого долгое время ошибочно считали братом С.М.Прокудина-Горского.
Анатоль Отливанчик нашёл снимок, который позволил окончательно решить вопрос о привязке к местности "красного" медресе в Бухаре (Тупчи-баши). На решение этой загадки ушло более 10 лет.
Также Анатоль предложил точную привязку снимка Прокудина-Горского №20142 ‘Рабочие при паковке жмыха’, сделанного в 1911 г. в г. Байрам-Али Закаспийской области (ныне Туркменистан):
https://pastvu.com/p/1006378Самым интересным событием
декабря стало создание 10 декабря на сайте Паствю специальной таблицы "Неопознанные снимки С. М. Прокудина-Горского":
https://pastvu.com/news/145Одним из первых результатов стала точная привязка на карте снимка "Дворец Великого Князя Николая Константиновича на берегу Сыр-Дарьи. Голодная степь", которую сделал Анатолий Отливанчик:
https://pastvu.com/p/1016231Ещё в 2019 г. проводилась одна очень большая и даже, можно сказать, эпохальная для нашего проекта работа, результаты которой, как мы надеемся, будут представлены публике в скором времени.