Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 24 сен 2017 12:12:52
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 28 окт 2012 16:37:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 авг 2011 18:40:50
Сообщения: 96
«Ленточка из шотландки»
video: http://www.youtube.com/watch?v=ZuiiJKMbaKs


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012 07:01:01 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
sergo писал(а):
Изображение
Л.Н. Толстой в Московском университете на лекции Е.С. Гутора о цветном фотографировании 6 февраля 1896 г. Фотография П.В. Преображенского.

<Толстой не упускал случая, если появлялась возможность увидеть действительно новое. 6 февраля в аудитории физиологического института Московского университета состоялось заседание фотографической комиссии Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, где Н. С. Гутор читал лекцию о цветном фотографировании, а проф. П. В. Преображенский сделал сообщение «Различные опыты с рентгеновскими невидимыми лучами». Эти лучи открыл немецкий физик В. К. Рентген в конце 1895 г. Толстой отправился послушать лекцию и посмотреть демонстрацию трубок и фотографий. Сохранился снимок, сделанный в этот день Преображенским: на первом ряду поднимающейся амфитеатром аудитории сидят Л. Н. и С. А. Толстые.>

Прокудин-Горский:
<Несмотря на большую громоздкость прибора и большие технические трудности, я решился сделать этот опыт и в середине мая1908 г. отправился в Ясную Поляну. Лев Николаевич был весьма ко мне любезен и, несмотря на крайне малое свободное время, провел в разговоре со мною несколько часов за трехдневное пребывание мое в Ясной Поляне. Особенно живо интересовался Лев Николаевич всеми новейшими открытиями в различных научных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах.>


Спасибо, Серго! Это очень интересная информация.
Кажется, я ничего не слышал об этом Гуторе.

Сейчас посмотрел материал Михаила Жура "Первый съезд русских фотографов. Москва. 1896 г.": http://photograf.rider.com.ua/table3.htm
Там в повестке на 29 марта значится доклад Е.С. Гутора «О цветной фотографии».

Больше пока ничего не могу найти о нём. Вот такие забытые имена! Если он демонстрировал свои цветные снимки (а не купленные в Европе), значит в России до Прокудина-Горского было уже, как минимум, два цветных фотографа.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012 07:30:42 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЫДУЩЕГО ПОСТА

Просто фантастика! Стал дальше изучать тот же сайт о фотографах Харьковской губернии.
Там есть биография Альфреда Федецкого: http://photograf.rider.com.ua/kh_photo.htm

Цитата:
льфред Константинович Федецкий родился в 1857 г. в Житомире в семье польских дворян [19]. Семья Федецких жила в Варшаве, затем переехала в Киев. Детское увлечение фотографией переросло у мальчика в страстное желание посвятить свою жизнь фотоискусству. Родители приняли решение отправить юношу на учебу в Фотографический институт при Венской Академии художеств.
После окончания учебы в 1880 г. Альфред Федецкий вернулся в Киев и поступил работать в фотоателье известного фотографа Высоцкого [20].
.............


Самое интересное:
Цитата:
В 1898 году Федецкий обращается к технологии изготовления цветной фотографии. «Последним словом фотографического искусства является в настоящее время цветная фотография. Ездивший за границу А.К. Федецкий привёз образцы этой фотографии, поражающие своим исполнением: все цвета радуги оказались доступными фотографированию при помощи разных приспособлений. К сожалению, последние составляют секрет одной торговой фирмы за границей. Снимки этой фотографии очень дороги» [36]. Приспособления, о которых сообщал автор статьи, были Федецким вскоре разгаданы и он начал делать высококачественные цветные снимки, которые стоили значительно дешевле заграничных. Более того, фотохудожник овладел техникой нанесения цветного фотографического изображения на разные материалы и в одном из объявлений сообщил, что «особенно рекомендует усовершенствованный способ портретов красками по фарфору», которые будет делать собственноручно [37].


Вообще, это был очень многосторонний "инноватор": в те же 1890-е гг. он экспериментирует с рельефной фотографией (сегодня впервые узнал про такую!), рентгеном, звукозаписью и кинематографом. Он начал снимать кино в Харькове в 1896 г.! Всего через год после Люмберов.

Однако судьба харьковского гений оказалась трагичной:
Цитата:
В конце 1890-х годов врачи выявили у Федецкого серьёзную болезнь сердца. От подобного недуга в молодые годы скончался его отец. Но он по-прежнему целыми днями был в работе и только с вечерним поездом возвращался к себе на дачу. К работам в ателье добавились ещё заботы по постройке собственного дома на Сумской улице, где Альфред Константинович предполагал обустроить новое роскошное ателье. Но из-за болезни сердца он чувствовал себя всё хуже и хуже и вынужден был сократить время работы в ателье. Федецкий решил поехать в Берлин, чтобы проконсультироваться по поводу своей болезни, но до Берлина не доехал. Альфред Константинович умер 21 июля 1902 года в г. Минске по дороге в Берлин. Ему было всего 45 лет.

Здесь его биография отдельной страничкой: http://photograf.rider.com.ua/table3_1.htm

Как мало мы знаем, однако, даже о том предмете, которым интересуемся.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012 07:53:04 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
ПРОДОЛЖЕНИЕ 2

Нашёл на одном неоткрывающемся сайте такой пассаж из истории русской фотографии:
Цитата:
Цветная фотография впервые возникла также в России. Фотоаппарат для цветного фотографирования был запатентован в 1889 году изобретателем Козловским, а русский физик И. Ф. Усагин демонстрировал цветные фотографии на международном фотографическом конгрессе. В 1896 году фотограф Е. Ф. Буринский сделал доклад на съезде Русского фотографического общества о разработанном им методе фотографирования. Этот метод «цветоделительного фотографирования» положен в основу всех современных методов цветной фотографии.


При всей бредовости первой фразы цитируемого текста, в нём есть интересные моменты для исследования.
Вот что написано о Буринском в Вики:
Цитата:
Евге́ний Фёдорович Бури́нский (6 февраля 1849, Рязань, — 18 марта 1912, Санкт-Петербург) — один из пионеров российской криминалистики, «отец судебной фотографии». Заложил основы судебного почерковедения. Основная область научных исследований — фотографические методы исследования вещественных доказательств (методы цветоотделения, цветоразличения, усиления контрастов и др.) В 1889 году Буринский основал первую в мире судебно-фотографическую лабораторию при Санкт-Петербургском окружном суде. Буринским был открыт фотографический метод усиления контраста, суть которого заключалась в изготовлении нескольких негативных изображений документа и их последующем наложении. За открытие этого метода Буринский получил премию М. В. Ломоносова РАН.
Основной труд: Судебная экспертиза документов, производство её и пользование ею. СПб., 1903.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012 09:05:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
ПРОДОЛЖЕНИЕ 3
Оказывается, процитированный в предыдущем посте текст взят целиком из книжечки профессора К.В. Чмутова "Фотография" из серии "Научно-популярная библиотека солдата" 1951 года издания:
http://rangefinder.ru/download/photogra ... oldier.pdf

Советую посмотреть по ссылки - очень интересное издание! Только вдумайтесь: в 1951 г. профессор объясняет советскому солдату (подробно, с картинками) как работает метод цветоделения, тот самый, который использовал Прокудин-Горский и который к 1951 г. давно уже отошёл в область технической истории. Заодно советскому солдату внушается мысль, что его страна - родина цветной фотографии.
Подробно рассказывается, как правильнее снять цветной фотопортрет солдата на фоне красного знамени. Интересно, делались ли такие снимки в то время на практике (не для обложки "Огонька")?
При этом замечательно, что редактор книжечки член-кор К.В. Чибисов, о котором мы писали ранее, прекрасно знал реальную историю цветной фотографии в мире, и даже вполне мог в юности лично встречаться с Прокудиным-Горским.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 окт 2012 21:20:58 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 авг 2011 18:40:50
Сообщения: 96
Фотоколлекция Адольфа Мите:
http://visualhistory.livejournal.com/23630.html
Еще:
http://www.dreifarbenfotografie.de/galerie.htm
В 1914 году в составе ещё одной научной экспедиции (для наблюдения солнечного затмения) А. Мите делал цветные снимки на севере Норвегии.

Интересно, что именно наш Сергей Михайлович усовершенствовал в методе А. Мите?
Более натуральные цвета.

<В настоящее время мне удалось,после многих лет работы, достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах.>


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012 03:44:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
sergo писал(а):
Фотоколлекция Адольфа Мите:
http://visualhistory.livejournal.com/23630.html
Еще:
http://www.dreifarbenfotografie.de/galerie.htm
В 1914 году в составе ещё одной научной экспедиции (для наблюдения солнечного затмения) А. Мите делал цветные снимки на севере Норвегии.

Интересно, что именно наш Сергей Михайлович усовершенствовал в методе А. Мите?
Более натуральные цвета.

<В настоящее время мне удалось,после многих лет работы, достичь превосходной передачи изображений в истинных цветах.>


Да, Прокудин-Горский заявлял, что усовершенствовал цветопередачу по сравнению с Мите. Честно говоря, мне не удалось обнаружить на ранних снимках Мите какие-либо дефекты цветопередачи. Вероятно, разница заметна только профессионалу.
Вообще, по Адольфу Мите у нас есть отдельная тема на этой ветке форума, лучше туда писать.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 окт 2012 18:19:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 02 июл 2012 13:48:45
Сообщения: 227
Thanks a lot for very interesting stuff to read, both of you! :)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 июл 2013 19:00:06 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
Как известно, промежуточным звеном между Кларком Максвеллом и Адольфом Мите в создании цветоделительного метода цветной съемки был Герман Фогель, который и разработал основные сенсибилизаторы.
На основе метода Фогеля и с помощью его сына Эрнста немецко-американский фотограф Уильям Курц (William Kurtz, 1833–1904) делал экспериментальные цветные снимки и печатал их в научных журналах.
Вот этот натюрморт (цветной снимок) был напечатан в 1893 году:
Изображение
Курц потратил уйму денег на эксперименты с цветной фотографией, но так и не запатентовал их результаты.

Подробнее на английском:
Adapting Hermann Vogel's three-colour process, and with the assistance of Vogel's son Ernst, the German-American photographer William Kurtz (1833–1904) spent six months during 1892 experimenting with halftone colour printing, eventually achieving a satisfactory result. His still life of fruit on a table was published on New Year's Day 1893 in Vogel's photography journal Photographische Mittheilungen; it was later republished in the USA as the frontispiece of the March 1893 issue of The Engraver and Printer.

In the production of this image Kurtz had used single line screens, of which the blue block lines were at 45° to the left of vertical, the redlines 45° to the right, and the yellow lines 90° to the vertical.

Kurtz had invested over $200,000 into his experiments, but had not patented his results, so for him personally the invention meant financial failure.

Источник: http://benbeck.co.uk/firsts/outtakes.htm

Ещё подробнее можно прочитать здесь: http://www.photoseed.com/blog/2011/08/1 ... n-between/
Там есть и другой цветной снимок 1893 года.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 окт 2013 18:52:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3302
Только что нашёл интереснейший материал: хронологический список всех французских патентов в области цветной фотографии до 1920 года: http://brevetsphotographiques.fr/fzltcouleur.asp
Первый патент датируется ещё 1855-м годом! Его получил Тестю де Борегар (Testud de Beauregard), название изобретения - "Système d'épreuves photographiques et de coloration par le soleil" ("Система фотофиксации и колоризации солнцем").
Лишь некоторые имена нам знакомы.
Третьим номером в списке (1868 г.) значится Дюко дю Орон с патентом под громким названием "Цвета в фотографии, решение проблемы".
Американец Ф.Ю. Айвз появляется в этом списке в 1897 году, название патента "Perfectionnements dans les procédés et appareils pour projeter sur un écran des photographies en couleur" ("Усовершенствования в способах и аппаратах для проецирования на экран цветных фотографий".
Прокудин-Горский в самом конце списка: его первый патент 1920 г. называется "Улучшения в производстве цветных изображений, а именно для фотографического и кинематографического проецирования". Второй патент посвящен улучшениям в оборудование для производства цветных диапозитивов.
Фамилий Максвелла и Мите нет вовсе.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB