Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 12 дек 2017 06:32:00
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 28 янв 2016 08:55:08 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
У нас давно уже создана отдельная тема по другим (помимо ПГ и Мите) представителям цветоделительного метода. За рубежом их оказалось довольно много.
Но всё-таки желательно выделить особо специалистов из Российской империи и СССР. Таковых уже выявлено несколько человек.

Козловский Эдуард Роминикович (Киев)
В ноябре 1901 г. на заседании V отдела ИРТО В. И. Срезневский сделал сообщение „О фотографпрованш въ натуральных цвътахъ по способу фотографа Козловскаго".

Цитата:
В основу конструкции камеры была положена идея съемки на три пластинки одновременно через три светофильтра.
В 1889 г. Э. Козловскому выдается привилегия № 2661 на «трехсъемную фотографическую камеру».
В передней стенке камеры (смотреть статью под номером 9, слева) помещался светосильный объектив, к трем остальным бокам камеры крепились три конических меха, соединявших камеру рамками для кассет № 1, № 2 и № 3. Рамки эти передвигались в горизонтальном направлении.
Под камерой помещался кремальерный механизм, приводивший в движение (взад и вперед) все три рамки одновременно.
В журнале «Фотографические новости» в 1915 г. по этому поводу указывалось:
«Долгом считаю упомянуть и о том обстоятельстве, что спустя три года в одном из французских журналов я встретил совершенно аналогичную модель камеры Козловского камеру французского оптика Наше, также предлагаемую для трехцветной съемки» (Н. Бобир).

http://venta-vlg.ru/blog/kamera-dlya-cvetnoj-semki.html

По другим данным, патент Козловскому был выдан в 1899 г.: http://www.photohistory.ru/1207248169543053.html
Образец демонстрировался в Киеве в 1901 году на заседании фотографического общества "Дагер".

Цитата:
К цветофотографической проблеме относится работа Э. Козловского, занимавшегося трехцветной фотографией. Он сконструировал трехсъемную фотографическую камеру, получив на нее в 1889 году «привилегию», т. е. авторское право. В основу конструкции положен эффект расщепления световых лучей на три пучка, каждый из которых проходил через светофильтры — зеленый, оранжевый и фиолетовый; каждый светофильтр состоял из двух стекол, покрытых окрашенной желатиной с подобранными по спектрам поглощения красителями. Козловский создал два варианта камеры. Опытный образец демонстрировался в Киевском фотографическом обществе, однако распространения этот аппарат не получил. Через некоторое время (1895) изобретение аналогичной камеры было приписано французскому фотографу Наше (ударение на последнем слоге), хотя патент на нее был взят только в 1907 году.

http://www.fototeni.ru/26_fotografija_v_rossii.php

Вестник финансов, промышленности и торговли сообщает о патенте №58426, студ. спб. технол. ин-та Императора Николая 1 Б. Бубнову – на способъ и аппаратъ для возпроизведенія въ натуральныхъ цвѣтахъ фотографическихъ изображеній.
Возможно, этот Бубнов был студентом Прокудина-Горсокого.

Был ещё выдающийся русский корабельный инженер Иван Григорьевич Бубнов (1872—1919): http://funeral-spb.ru/necropols/smolenskoep/bubnov/
У него тоже в качестве увлечения была цветная фотография.

Цитата:
Сохранился альбом фотографий, сделанных Иваном Григорьевичем во время отдыха в Балаклаве с семьей в 1910-е годы. Одна из них с надписью: "Балаклава. Моё любимое местечко". Фото И.Г. Бубнова.
[/quote]

Согласно Вестнику финансов, промышленности и торговли в 1904 г. был выдан патент "инженеръ-технологу К. Ю. ДРАЦУ, на способъ и камеру для полученія цвѣтныхъ фотографій."
Этот самый Драц немного позднее издал в Петербурге пособие по способу цветной фотографии через светофильтры.[/quote]

Сайт петербургского технологического ин-та: http://zielenski.narod.ru/Alma-Mater_Te ... rsity.html
В разделе "Известные выпускники":
Цитата:
Кароль Юлиуш Драц (1875 - 1906), изобретатель в области цветной фотографии, пионер польской фотографии


На международной фотографической выставке 1908 года, которую устраивает Московское художественно-фотографическое общество, цветной фотографии уделяется особое внимание. Пресса тех лет отмечает, что на выставке широко использованы автохромы. Журнал «Светопись» констатирует: «Следует отметить изящные работы, исполненные трехцветным способом К.Н. Солодовниковым. Им же выставлены и очень удачные снимки на автохроме. Этот так нашумевший способ представлен на выставке довольно обширно: есть работы бр. Люмьер – к удивлению ничего не представляющие…». На этой выставке К.Н. Солодовников получил высшую награду – Grand prix (почетный диплом).
Общественная деятельность Константина Николаевича Солодовникова тесно связана с Политехническим музеем. Подполковник в отставке, фотограф-любитель с 1878 года, член Фотографического отдела Общества по распространению технических знаний (ОРТЗ), соучредитель и первый секретарь Русского фотографического общества в Москве (РФО в Москве) и председатель Московского художественно-фотографического общества (МХФО), участник многих отечественных и зарубежных фотовыставок, член постоянной комиссии при Отделе прикладной физики Политехнического музея – это далеко не полный перечень аспектов его деятельности в области фотографии. В 1903 году, в честь двадцатипятилетия своих занятий фотографией, Солодовников жертвует всю собранную им за это время коллекцию (фотоаппараты и принадлежности, свыше 500 предметов) в Музей Прикладных знаний, а в 1908 году пополняет ее фотографиями, исполненными разными способами.
Источник: https://polymus.ru/ru/museum/pros/resea ... rs/124652/

В 1914 г. К.Н.Солодовников демонстрировал в Политехническом музее Москвы великолепные трехцветные фотографии с помощью проектора Мите. Там были закаты на Женевском озере и красивые портреты.

На сайте о фотографах Харьковской губернии есть биография Альфреда Федецкого: http://photograf.rider.com.ua/kh_photo.htm

Цитата:
льфред Константинович Федецкий родился в 1857 г. в Житомире в семье польских дворян [19]. Семья Федецких жила в Варшаве, затем переехала в Киев. Детское увлечение фотографией переросло у мальчика в страстное желание посвятить свою жизнь фотоискусству. Родители приняли решение отправить юношу на учебу в Фотографический институт при Венской Академии художеств.
После окончания учебы в 1880 г. Альфред Федецкий вернулся в Киев и поступил работать в фотоателье известного фотографа Высоцкого [20].
.............


Самое интересное:
Цитата:
В 1898 году Федецкий обращается к технологии изготовления цветной фотографии. «Последним словом фотографического искусства является в настоящее время цветная фотография. Ездивший за границу А.К. Федецкий привёз образцы этой фотографии, поражающие своим исполнением: все цвета радуги оказались доступными фотографированию при помощи разных приспособлений. К сожалению, последние составляют секрет одной торговой фирмы за границей. Снимки этой фотографии очень дороги» [36]. Приспособления, о которых сообщал автор статьи, были Федецким вскоре разгаданы и он начал делать высококачественные цветные снимки, которые стоили значительно дешевле заграничных. Более того, фотохудожник овладел техникой нанесения цветного фотографического изображения на разные материалы и в одном из объявлений сообщил, что «особенно рекомендует усовершенствованный способ портретов красками по фарфору», которые будет делать собственноручно [37].


Вообще, это был очень многосторонний "инноватор": в те же 1890-е гг. он экспериментирует с рельефной фотографией (сегодня впервые узнал про такую!), рентгеном, звукозаписью и кинематографом. Он начал снимать кино в Харькове в 1896 г.! Всего через год после Люмберов.

Однако судьба харьковского гений оказалась трагичной:
Цитата:
В конце 1890-х годов врачи выявили у Федецкого серьёзную болезнь сердца. От подобного недуга в молодые годы скончался его отец. Но он по-прежнему целыми днями был в работе и только с вечерним поездом возвращался к себе на дачу. К работам в ателье добавились ещё заботы по постройке собственного дома на Сумской улице, где Альфред Константинович предполагал обустроить новое роскошное ателье. Но из-за болезни сердца он чувствовал себя всё хуже и хуже и вынужден был сократить время работы в ателье. Федецкий решил поехать в Берлин, чтобы проконсультироваться по поводу своей болезни, но до Берлина не доехал. Альфред Константинович умер 21 июля 1902 года в г. Минске по дороге в Берлин. Ему было всего 45 лет.

Здесь его биография отдельной страничкой: http://photograf.rider.com.ua/table3_1.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 янв 2017 10:04:59 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Ну вот, появился ещё один претендент на звание "автора первой цветной фотографии в России".
Ещё несколько лет назад я цитировал здесь "Краткий указатель коллекции музея Прикладных знаний в Москве", 1901 г.
Цитата:
Из приборов интересны... приборы для цветной фотографии: фонарь хромоскоп; серіия картин, сделанных способомъЛипмана, Айвса, и др. (снимки Усагина и Тихменева)


На фамилию Тихменева тогда не обратил никакого внимания (в Интернете о нём практически ничего нет).
Вчера Наталья Мозохина сообщила мне о своей очередной находке: в "Фотографическом обозрении" Тихменев назван автором первой цветной фотографии в России. Показывал трехцветные диапозитивы на заседании РФО 26.01.1900 г.

После этого сообщения я стал снова искать информацию про Тихменева.
В петербургском иллюстрированном журнале «Искусство и художественная промышленность», №25-30 за 1900 г., упоминается доклад Г. М. Тихменева - „трехцвѣтный способъ фотографированія и примѣненіе его къ діапозитивамъ“.
Скорее всего, это он: Тихменев Григорий Михайлович (1854--1907,†Москва,Ново-Девич.кл-ще,2-уч.) Статский советник, инженер [Кипнис С.Е. Новодевий мемориал. М.,1995]


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 янв 2017 10:38:28 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Кстати, не понмю, было ли у нас упоминание этой статьи в "Фотографе-любителе"?
Новый аппаратъ для полученія негативовъ для трехцвѣтной фотографіи.-Фот-люб. 905 г., No 6, 210—212.
Надо обязательно взглянуть.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB