Один из читателей нашего блога (dim0n) сделал расшифровку двух статей из "Фотографа-любителя" за 1897 г., №3.
Одна из них, возможно, является наиболее ранней презентацией в России прибора Айвза:
Цитата:
Кромоскоп.
На страницах «Association Belge de photogr.» описывается прибор Кромоскоп, изобретённый г. Ивес, при помощи которого возможно одновременно видеть три диапозитива, прикрытых сзади соответствующими цветными стёклами.
Фигура изображает в разрезе этот прибор.
Пунктирные линии показывают световые лучи, идущие от одного источника, которые проходят через все три диапозитива A, B и C; эти лучи так отражаются, что все три совпадают в общую линию, идущую к стеклу, через которое их рассматривают, помещённому в правой стороне аппарата g.
Для смотрящего через стекло g лучи от позитива A, полученного с негатива, подверженного действию только красных лучей и прикрытого таким же красным стеклом, отражаются наружной сине-зелёной поверхностью пластинки D. Позитив, снятый при синих лучах, помещён в B и лучи света, проходящие его, отражаются на внутренней части жёлто-зелёной пластинки E, после чего они проходят через D, который является фильтром или экраном для голубого цвета.
Третий диапозитив поставлен в C, и белый свет, отражённый от зеркала, проходит его и дважды фильтруется жёлтым стеклом E и синим D; общее же действие этих стёкол задерживает весь тот свет, который не отвечает впечатлению зелёного цвета.
Кромоскоп, соединяя таким манером для глаза все три диапозитива в один, пропускает через каждый диапозитив только ту комбинацию цвета, которую воспроизводил с предмета съёмки его негатив, производит общее впечатление для смотрящего предмета в его натуральных красках. В последнее время кромоскоп несколько изменён против данного чертежа, в том, что у него уничтожено двойное отражение, так как окрашенные стёкла D и E отражают только внутренней стороной лучи, отвечающие цвету стекла.
Ивес начал приготовлять двойные диапозитивы на одной пластинке, в действительности представляющие стереограмму; почему так изготовленный кромоскоп, давая возможность видеть двойное изображение, производит впечатление стереоскопа, и настолько правдоподобное, если предмет небольшой, что зрителю кажется вещь рельефной и в натуральных красках, как бы поставленной в ящик кромоскопа.
В другой идёт речь об успехах цветной фотографии:
Цитата:
О цветной фотографии.
В прошлом 2 № Фотографа-Любителя, в отделе смесь, мы поместили как слух, сообщение об открытии г. Wood нового способа получения фотографического изображения в натуральных цветах.
В данный момент на эту же тему находим заметку г. Видаля, который читал о том же в нескольких английских журналах, с прибавлением, что даже г. Абней поражён достигаемыми результатами, почему г. Видаль ждал наконец отзыва от самого г. Абнея, а не ссылки журналов на его удивление, и так как этого не последовало, а газеты продолжали восхвалять открытие г. Wood, то г. Видаль обратился к одному из английских авторитетов, знакомому с вновь открытым процессом, с просьбою сообщить ему, в чём он состоит. Ответ этот он печатает в своём Moniteur de la photographie, представляя каждому судить об этом новом открытии.
Изобретатель ставит свою камеру перед цветным изображением, вкладывая в кассету пластинку своего изготовления, после чего он проявляет её как обыкновенно и делает с неё при[]ым способом позитив.
Полученный отпечаток он погружает в раствор, который называет маточным, составляющий его секрет, после чего при помощи кисти он кроет позитив другой жидкостью, называемой им голубой; при этом окраску получают лишь те части отпечатка, которые в натуре имеют синий цвет. Как только это достигнуто, снова погружают отпечаток в маточный раствор и снова кроют кистью другой жидкостью под названием зелёной, наконец после третьего погружения в маточный раствор отпечаток кроют третьей жидкостью – красной.
Тогда все операции оканчиваются и отпечаток получает все цвета снятого оригинала, но какие, это ещё вопрос? Таким образом, в новом процессе является не фотография в натуральных цветах, как это принято понимать, а автоматическая раскраска отпечатка красящими веществами, что далеко не то и уже не раз предлагалось различными изобретателями.
Г-н Видаль говорит, что сделанный изобретателем отпечаток, который ему пришлось видеть, сделан на солях серебра, отпечатан обыкновенным путём и напоминает фотографию, раскрашенную очень прозрачными красками, мало отвечающими натуре, настолько, что серебряное обыкновенное изображение остаётся хорошо видным.
Таким образом, помещая эту заметку, мы тем самым даём ответ и нашим подписчикам, прочитавшим такие рекламы о способе г. Wood в английской литературе, действительно ли это цветная или просто раскрашенная фотография.