Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 05 дек 2019 21:37:37
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 59 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2018 10:02:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3617
Наша замечательная Ирина Корнелюк продолжает архивные исследования относительно истории рода Прокудиных-Горских.
И сегодня благодаря её трудам разрешилась ещё одна небольшая загадка.
Сейчас в нашем справочнике по истории рода значится:

Цитата:
Николай Михайлович (1865–1883), предположительно сын Михаил Сергеевича (1833–после 1882), штабс-капитана. Значится в списке умерших учеников Александровского лицея.


У меня изначально было подозрение, что С.М.Прокудин-Горский в 1883 г. заменил в Александровском лицее своего умершего брата, но всё-таки больше склонялся к версии, что этот несчастный юноша Николай принадлежал к другой ветви рода.
И вот оказалось, что в личном деле камергера М.Н.Прокудина-Горского за 1881 г. значится сын Николай, родившийся 15 марта 1865 г. (младший брат будущего фотографа).

P.S. Получается, что в истории рода было не три, а четыре Николая Михайловича!

Цитата:
РГВИА. Фонд 400 опись 9 дело 29755
О представлении в офицеры подпрапорщиков и эстандарт-юнкеров
9. Прокудин-Горский Николай Михайлович – сын штабс-капитана Владимирской губернии – 2.05.1872 – прав.

http://forum.vgd.ru/174/15791/50.htm


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 ноя 2018 19:21:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 авг 2011 18:40:50
Сообщения: 102
На всякий случай (нашел в интернете)
ГАВО.
Ф.590. Оп. 18 Михайло-Архангельский погост
1869 - д. 7 - л. 561-592
1879 - д. 22 - л. 1-53
1912 - д. 152 - л. 356-400


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 20 апр 2019 21:40:55 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3617
Стала известна судьба ещё одного представителя рода Прокудиных-Горских.
Сейчас в справочнике указано:
Цитата:
Борис Георгиевич (Егорович) (1859–?), сын Георгия (Егора) Сергеевича (1820 – после 1862), ковровского лесничего, автора охотничьих рассказов.


Оказалось, что он умер в 1884 г. в Перми от чахотки:
https://pokolenia.permkrai.ru/funds/view/53082#717

Метрические книги Петропавловского собора, Александро-Невской больничной, Богородице-Скорбященской тюремной, Всесвятской кладбищенской, Николаевской тюремной, Рождество-Богородицкой, Свято-Троицкой и Успенского женского монастыря церквей города Перми
Крайние даты: 1884 г.
https://pokolenia.permkrai.ru/Perm/%D0% ... 000717.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 окт 2019 20:08:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3617
Уважаемый Анатолий Горбунов преподнёс нам своё очередное открытие.
Просматривая журналы «Искры» за 1905 год на сайте НЭБ (теперь rusneb.ru) в номере 29 от 19 июня он обнаружил портрет Н.М. Прокудина-Горского, подпоручика 20-го Сибирского стрелкового полка.
https://rusneb.ru/catalog/000200_000018 ... er/?page=3

Изображение


Увы, судьба этого представителя славного рода оказалась трагической. Обратимся к нашему справочнику "КТО ЕСТЬ КТО СРЕДИ ПРОКУДИНЫХ-ГОРСКИХ":
Цитата:
«Николай Михайлович (1878–1905), предположительно сын Михаила Георгиевича (1851-1890). На воинской службе с 1896 г. В 1904 г. отправлен в город Мукден в распоряжение начальника штаба Маньчжурской армии. В Метрической книге полковой церкви 20 Восточно-Сибирского полка запись о смерти Николая Михайловича Прокудина-Горского, поручика того же полка (застрелился в августе 1905 г.)»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 окт 2019 05:05:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3617
Портретная галерея славного рода Прокудиных-Горских продолжает пополняться.
Анатолий Горбунов порадовал своей новой находкой.
М.С. Прокудин-Горский, указанный как участник обороны Севастополя: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/48248

Изображение

Очевидно, это он:
«Михаил Сергеевич (1833–после 1882), сын Сергея Михайловича (1789-1841). Помещик Покровского уезда, штабс-капитан. Автор заметки «Петр Горский один из участников Куликовской битвы», опубликованной в журнале «Русская старина» за 1880 г.: http://oldcolor.livejournal.com/196944.html. Дети: Сергей (1858-?), Валерий (1860-?), Николай (1865-1883)»


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 окт 2019 17:41:49 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3617
Анатолий Горбунов в том же источнике обнаружил лист со статьёй про М.С. Прокудина-Горского:

http://elib.shpl.ru/ru/nodes/22342-vyp- ... 146/zoom/7

Изображение
https://ic.pics.livejournal.com/oldcolo ... iginal.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 ноя 2019 09:21:57 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3617
Поскольку здесь идёт речь о нескольких представителях рода, продублирую здесь сообщение из соседней ветки.

Большое спасибо Наталье Мозохиной, которая подняла архивное дело в РГИА (Ф. 1412 Оп. 15. Название описи: 1860-1917 гг., 1429 eд.xр. 1 Отделение - прошения об узаконении и усыновлении детей; о перемене и присвоении фамилий; о принятии в русское подданство и увольнении из него; о предоставлении сословных и служебных прав. "П").
До неё это дело никто не смотрел.
Как уже и предполагалось ранее, Владимир Михайлович Прокудин-Горский (1879-1960) оказался не родным или единокровным братом фотографа С.М.Прокудина-Горского, а его дальним родственником, представителем другой линии рода.

Цитата:
Дело просмотрела, вот что там интересного.

Оно посвящено узаконению детей, рожденных до брака, чтобы они приобрели все права законорожденных.
На имя Александра III М.Е. [Михаил Егорович] ПГ подал прошение об этом, и несколько раз ему пришлось досылать в канцелярию по принятию прошений документы. Они сохранились в рукописных копиях.

Дети, о которых шла речь: Анна, родилась 1 февраля 1876 г. На момент подачи прошения (26.10.1888) обучалась в 6 классе 2-й Московской женской гимназии. Владимир, родился 18 июня 1879 г.

М.Е. ПГ жил в Москве, Мещанской части, 1-го участка, по Скорняжному переулку, в доме Нелюбовой.

Прилагаемые документы.

Аттестат о службе № 837 от 06.07.1881, выдан Владимирским Дворянским депутатским собранием.
"30 лет, холост, жалования не получает. Домашнего воспитания. Вследствие прошения определен в число канцелярских служителей Владимирского Дворянского депутатского собрания с причислением к первому разряду 16.09.1871. Согласно прошению от службы по домашним обстоятельствам уволен 04.07.1881.
Означенный в сем писец 1-го разряда М.Е. ПГ 29.07.1881 первым браком с артисткою Московских Императорских театров, вдовою после 1-го брака Евдокией Ивановной Добровольской-Масловой, 28 лет, священником 1-го лейб-гвардии Гренадерского Екатеринославского Его Величества полка церкви Василием Соболевым повенчан".

Указ Правительственного Сената по департаменты герольдии от 24 мая 1857 г. № 2565 об утверждении в дворянстве.
"По указу Его Императорского Величества Правительственный Сенат слушали: дело о сопричислении к роду поручика Прокудина-Горского детей его: Сергея, Михаила, Варвары и Марии, представленное при рапорте Владимирского Дворянского депутатского собрания от 14.01.1857 г. за № 5. Приказали: из дела сего видно, что доказательства о дворянстве рода ПГ были рассматриваемы герольдией и резолюциями 19.12.1840 г. и 30.10.1847 г. Георгий Сергеевич Прокудин-Горский признан в древнем дворянском достоинстве со внесением в 6 часть дворянской родословной книги; о законном же рождении от поручика Егора Сергеевича ПГ и жены его Анны Карловой детей: Сергея в 1847 г., Варвары в 1848 г., Михаила в 1851 г. и Марии в 1853 г., сопричастных к сему роду, по определению Владимирского Дворянского депутатского собрания 14.01.1857 удостоверяют метрические свидетельства Владимирской духовной консистории".

Метрическое свидетельство № 6877 от 07.09.1889 о смерти первого мужа Добровольской-Масловой.
Из него узнаем, что Алексей Гаврилович Маслов, мещанин Мясницкой слободы, умер от тифа 21.06.1873, погребен на Ваганьковском кладбище

Метрическое свидетельство № 91 от 24.01.1889 о браке.
Из него узнаем, что Добровольская-Маслова бал артисткой балетной труппы.

Метрическое свидетельство № 825 от 06.02.1889 о рождении Анны.
Родилась в доме купца Морозова. Восприемники при крещении: троицкий мещанин Дмитрий Иванович Добровольский и троицкая мещанка вдова Любовь Алексеевна Добровольская

Метрическое свидетельство № 6698 от 31.08.1889 о рождении Владимира
Родился в имении князя Трубецкого, в одной из его дач в с. Ахтырка. Восприемник артист Императорских театров Василий Федорович Гельцер.
Это 2-й вариант, с указанием личности матери, в 1-м, который заставили переделать, было так: "у особы, не объявившей своего звания, отчества и фамилии, родился незаконный сын Владимир".

После получения всех требуемых документов канцелярия отправила запрос о благонадежности М.Е. ПГ.

Ответ заведующего полицией от 15.11.1889:
"ПГ служит при управлении магазинами Курской железной дороги, в среде сослуживцев пользуется уважением, образ жизни ведет скромный и как в нравственном, так и в политическом отношении ни в чем предосудительном замечен не был".

Т.о. прошение М.Е. ПГ было удовлетворено. 11.03.1890 - именной высочайший указ о возможности детям "принять его фамилию и вступить во все права и преимущества, по роду и наследию законным детям принадлежащие".


Указанный в архивном документе возраст Евдокии Ивановны (28 лет в 1881 г.) соответствует тому году рождения, что указан на её могиле в Москве (Новодевичье кладбище), в которой покоится и её сын В.М.Прокудин-Горский.
Имение Ахтырка, где родился В.М., находилось в одноимённой деревне нынешнего Сергиево-Посадского района Московской области.
Раскрыв одну тайну, это дело оставило другую. Вопреки моему ожиданию, в нём не упоминается о наличии у Михаила Егоровича сына Николая.

Цитата:
<b>Николай Михайлович</b> (1878&ndash;1905), предположительно сын Михаила Георгиевича (1851-1890). На воинской службе с 1896 г. В 1904 г. отправлен в город Мукден в распоряжение начальника штаба Маньчжурской армии. В Метрической книге полковой церкви 20 Восточно-Сибирского полка запись о смерти Николая Михайловича Прокудина-Горского, поручика того же полка (застрелился в августе 1905 г.).


Остаётся предположить, что он сын Михаила Сергеевича, помещика Покровского уезда (1833-после 1882). У того был сын Николай, но дата рождения вроде бы другая - 1872. Кажется, это по источникам Н.А.Нарышкиной. Возможна ошибка с датой.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2019 07:18:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3617
Vyacheslav писал(а):
Раскрыв одну тайну, это дело оставило другую. Вопреки моему ожиданию, в нём не упоминается о наличии у Михаила Егоровича сына Николая.

Цитата:
<b>Николай Михайлович</b> (1878&ndash;1905), предположительно сын Михаила Георгиевича (1851-1890). На воинской службе с 1896 г. В 1904 г. отправлен в город Мукден в распоряжение начальника штаба Маньчжурской армии. В Метрической книге полковой церкви 20 Восточно-Сибирского полка запись о смерти Николая Михайловича Прокудина-Горского, поручика того же полка (застрелился в августе 1905 г.).


Остаётся предположить, что он сын Михаила Сергеевича, помещика Покровского уезда (1833-после 1882). У того был сын Николай, но дата рождения вроде бы другая - 1872. Кажется, это по источникам Н.А.Нарышкиной. Возможна ошибка с датой.


Нет, источник про 1872 г.р. был РГВИА: https://forum.vgd.ru/174/15791/50.htm
Цитата:
Прокудин-Горский Николай Михайлович – сын штабс-капитана Владимирской губернии – 2.05.1872 – прав.


Так что пока этих двух Николаев Михайловичей не удаётся объединить в одно лицо.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 ноя 2019 08:44:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3617
Опять увидел на генеалогическом сайте:
Цитата:
Прокудин-Горский Андрей Михайлович (1871.11.14--1892,Муром)

https://rosgenea.ru/familiya/prokudin-gorskij

Информация там устаревшая и крайне путаная, но может всё-таки был такой брат у фотографа С.М.Прокудина-Горского?
В нашем справочнике "Прокудины-Горские: кто есть кто (мужчины)" это лицо сейчас отсутствует.
Если он скончался в Муроме в 1892 ., тогда понятно, почему про него нет упоминания среди детей М.Н.Прокудина-Горского в деле 1895 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 59 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB