Все читатели наверняка помнят снимок Прокудина-Горского, сделанный в Чакве, на котором запечатлен Лау-Джань-Джау (Лау-Джен-Джау) (1870–?), китайский мастер-чаевод, основатель чаеводства на Кавказе. Приехал в Россию в 1893 г. по приглашению русского чаеторговца Константина Попова.
Согласно его собственной автобиографии, в 1925 г. он получил Орден Трудового Красного знамени из рук нового правительства. Т.е., его заслуги были высоко оценены в СССР. Но потом всё же решил вернуться на родину.
Эта история получила неожиданное продолжение: мне попалась статья в журнале "Огонёк" №40(340) за 1929 г. (с. 14). Там деятельность Лау выставлена совсем в другом свете: "в чае ничего не смыслил, а может быть и смыслил, но не особенно пекся об улучшении качества кавказского чая, ибо, по некоторым версиям, находился на жаловании у импортеров иностранных чайных фабрикантов". Заодно автор статьи оттоптался на всей кавказской чайной промышленности: мол, кавказский чай - это был суррогатный "холуйский" настой, которым царская Россия поила крестьянство!
Вот такой крутой поворот сюжета. Читайте сами:
https://oldcolor.livejournal.com/677113.htmlКстати, как оказалось, Лау теперь посвящена статья в Википедии:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0 ... 0%B0%D1%83Из неё мы впервые узнаем, что знаменитый чаевод умер в 1939 г. в Харбине.
Таким образом, наконец прояснилась ещё одна судьба из окружения Прокудина-Горского.