Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 13 дек 2017 22:20:01
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 10:17:23 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 11 октября 2008 г.:

Какая судьба ждала бы Прокудина-Горского, останься он в Советской России? На этот вопрос уже никто никогда не ответит.
Тем интереснее проследить судьбу ближайшего соратника и соавтора некоторых важнейших изобретений ПГ - С.О.Максимовича (на этом форуме я ещё в мае запостил его статью).

Итак, материал из БСЭ:

Цитата:
Максимович Сергей Олимпиевич [5(17).6.1876, Петербург, — 27. 12. 1941, Ленинград], советский учёный и изобретатель в области цветной кинематографии и фотографии. В 1901 окончил высшее техническое училище в Дармштадте. В 1901—1916 работал в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Гознак) в Петербурге. В 1919—30 профессор Высшего института фотографии и фототехники (позже Фотокинотехникум), с 1930 сотрудник Научно-исследовательского института геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. В 1909 М. запатентовал способ трёхцветного кинематографа. В 1912 разработал новый способ изготовления цветных кинофильмов; в 1914 по этому способу был снят цветной короткометражный фильм. Первым применил в цветной кинематографии (1920) расщепляющую призму, устраняющую при съёмке параллакс. Исследования и изобретения М. в сенситометрии имели большое значение для развития фотографии; он, в частности, установил зависимость оптической плотности проявленного слоя от характера светового потока (явление М.). Автор ряда изобретений в области гальванопластики и электротехники.
Лит.: Ляликов К. С., С. О. Максимович — пионер цветной кинематографии в России, в книге: Успехи научной фотографии, т. 2, М., 1954.


Вам не кажется, что советская историография приписала единолично Максимовичу некоторые достижения, которые были сделаны им совместно с ПГ?
Сам Максимович, очевидно, умер в блокаду от голода и холода.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 10:18:16 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 11 октября 2008 г.:

Вот ещё материал с сайта http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=82487

Цитата:
Максимович Сергей Олимпиевич [5 (17) июля (по другим источникам, 1 {13} июня) 1876 — 1942] — сов. изобретатель в области цветного кино и фотографии. В 1901 окончил высшее технич. уч-ще в Дармштадте. В 1901 —16 работал в Экспедиции заготовления гос. бумаг (ныне Гознак) в Петербурге; с 1921 возобновил свою работу там же (Гознак). В 1917—30 — проф. Высшего ин-та фотографии (позже Фотокинотехникум), с 1930 — сотрудник Н.-и. ин-та геодезии, аэрофотосъемки и картографии. В 1909 усовершенствовал оптич. систему поляризационного денситометра. Работы М. сыграли значительную роль в развитии трехцветного кино по субтрактивно-аддитивному способу. В 1909 он запатентовал (герм. патент № 229007 от 22 дек. 1909) изобретенный им способ трехцветного кино и в этом же году впервые осуществил трехцветные киносъемки. 22 дек. 1912 М. подал заявку на новый способ изготовления цветных кинематографич. лент (рус. привилегия № 2446). М. принадлежит приоритет в применении (1920) в цветном кино двусторонней пленки и расщепляющей призмы, устраняющей параллакс. Исследования М. в сенситометрии имели большое значение для развития фотографии. М. имеет также ряд изобретений в области гальванопластики и электротехники. Погиб во время блокады Ленинграда. Лит.: Ляликов К. С., С. О. Максимович — пионер цветной фотографии и кинематографии, в кн.: Рефераты докладов на совещании по цветной фотографии и кинематографии 23—27 окт. 1950 г., М.. 1950; его же, С. О. Максимович — пионер цветной кинематографии в России, в кн.: Успехи научной фотографии, т. 2, М., 1954.


Так кто же изобрел цветное кино?

Тут ещё нашлось кто-что про Максимовича на http://i-r.ru/show_arhive.php?mode=prin ... 07&id=1567

Цитата:
125 лет назад, 17.7.1876, в Петербурге родился Сергей Олимпиевич МАКСИМОВИЧ - один из зачинателей цветной фотографии в России. После Александровского лицея (Петербург) Максимович окончил электрохимический факультет политехникума в Дармштадте (Германия). Полихромной светописью Максимович увлекся еще в студенческие годы. В политехникуме он освоил способы цветной фотографии, разработанные Гофманом и Гезекнелем. Получив в 1901 г. дармштадтский диплом, Максимович вернулся в Петербург и приступил к работе в Экспедиции заготовления государственных бумаг. В 1919 г. ее реорганизовали в Гознак и перевели из Петрограда в Москву. Поначалу Максимович работал здесь в фотомеханических мастерских, потом заведовал отделом Станции по испытанию бумаг, затем возглавил гальванопластическую мастерскую. Начав с использования расщепляющей призмы для трехцветного аддитивного способа, Максимович позднее создал ряд оптических систем, совмещающих изображения с одной и той же точки съемки.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 18 апр 2011 10:21:07 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Моё сообщение от 18 октября 2008 г.:

Возвращаюсь к Максимовичу – ближайшему соратнику Прокудина-Горского. Не поленился найти статью об этом деятеле в кн.: Успехи научной фотографии, т. 2, М., 1954. С.239-245. Такое впечатление, что автор пишет о Прокудине-Горском, однако в действительности фамилия последнего упоминается только однажды (назван «известным в Петербурге фотографом»).

Вот часть статьи, относящаяся дореволюционному периоду:


Цитата:
К. С. ЛЯЛИКОВ
С. О. МАКСИМОВИЧ — ПИОНЕР ЦВЕТНОЙ КИНЕМАТОГРАФИИ В РОССИИ

Сергей Олимпиевич Максимович является одним из пионеров в об¬ласти 'цветной кинематографии и фотографии в России. Заинтересовав¬шись цветной фотографией еще в студенческие годы, он в течение всей своей жизни неоднократно возвращался к вопросам, связанным с разра¬боткой способов цветной фотографии и ее применения. Наряду с цветной фотографией С. О. Максимович интересовался самыми разнообразными во¬просами теории и практики фотографии. Будучи по образованию электро¬химиком, он превосходно знал оптику и другие разделы физики, сопри¬касающиеся с теорией фотографических процессов, что позволяло ему глу¬боко разбираться в различных вопросах фотографии. В России в то время было немало выдающихся деятелей в области фотографии, но тем не ме¬нее мы, вероятно, не ошибемся, если назовем СО. Максимовича первым русским представителем зарождавшейся в то время фотографи¬ческой науки.
С. О. Максимович родился в 1876 г. в Петербурге. Среднее образо¬вание он получил в гимназии и Александровском лицее. Окончив лицей в 1898 г., он поступил на электрохимический факультет политехникума в Дармштадте, который и окончил в 1901 г.
Во время пребывания в политехникуме Максимович работал в лабора¬ториях химии, электрохимии, физики и электротехники. Тогда уже опре¬делился его интерес к фотографии — он изучил способы цветной фотогра¬фии, в частности способы Гофмана и Гезекиеля, требующие незаурядного искусства и основательных знаний фотографии.
Сдав в 1901 г. выпускные экзамены по электрохимии, электротехнике и химической технологии, Максимович закончил политехникум и возвра¬тился в Петербург. Ему было предложено место лаборанта в незадолго до этого организованном Политехническом институте в Лесном, но он предпочел поступить в Экспедицию заготовления государственных бумаг, с которой (позже — с фабрикой Гознак) он был связан, с перерывами, почти всю жизнь.
В Экспедиции Максимович работал сначала помощником мастера, за¬тем мастером. В дальнейшем он работал помощником А. А. Поповицкого, заведующего фотомеханическими мастерскими Экспедиции заготовления государственных бумаг, заведовал отделом Испытательной станции по испытанию бумаг и, наконец, гальванопластической мастерской.
В 1916 г. Максимович оставил работу в Экспедиции, возобновив затем в 1921 г. работу в Гознаке.
По возвращении в Петербург после окончания Дармштадтского поли¬техникума Максимович вошел в кружок выдающихся русских деятелей фотографии, работавших тогда в Петербурге. В фотографическом кружке Петербургского университета и в Петербургском обществе фотографов тотчас по возвращении в Петербург Максимович демонстрировал свои трех¬цветные диапозитивы, бывшие в то время еще новинкой. Он делал доклады, печатал статьи в фотографических журналах, а с 1907 г. вел в журнале «Фотограф-любитель» обзоры иностранной литературы.
В 1908 г., реферируя статью о двухцветном процессе Смиса и Урбана, Максимович писал: «Изобретение Смиса и Урбана можно отметить как первый шаг, вопрос только, будет ли сделан второй в этом или другом на¬правлении». Очевидно, что обсуждение недостатков процесса Смиса — Урбана, а может быть, и просмотр цветных фильмов, сделанных по этому способу (они позже демонстрировались в Петербурге), показали Макси¬мовичу, что именно является главнейшими принципиальными недостат¬ками процесса Смиса —■ Урбана и ему подобных. У Максимовича поэтому и явилось предположение о том, что «второй шаг» должен быть сделан в другом направлении.
Хотя появление процесса Смиса — Урбана было встречено в иностран¬ной литературе шумными похвалами, стало ясно, что два дефекта этого процесса являются органическими. Это, во-первых, его двухцветность, не позволяющая передавать более двух цветовых тонов (в разной насы¬щенности) из всего многообразия цветовых тонов, во-вторых, последо¬вательность фотографирования цветоделенных кинонегативов (через красно-оранжевый и сине-зеленый светофильтры). Благодаря неоднород¬ности съемки цветоделенных негативов при проекции из-за временного параллакса неизбежно возникают каймы, мало заметные на общих пла¬нах с медленно движущимися объектами и катастрофически портящие изображение в том случае, когда снимается объект, быстро движущийся на переднем плане.
И вот Максимович приступил к разработке трехцветных аддитивных способов кинематографии, не имеющих указанных недостатков. Перво¬начально для съемки применялась оптическая система, состоявшая из двух одинаковых объективов, расположенных за светорасщепляющей призмой. Применявшаяся для этой цели призма хотя и уничтожала вре¬менной параллакс, но обладала продольным пространственным паралла¬ксом,- впрочем значительно менее вредным, чем параллакс временной.
В дальнейших работах Максимович создал ряд оптических систем, дающих два совершенно одинаковых изображения, снятых одновременно и с одной точки. Так как создание удобной и достаточно светосильной оптической системы, дающей три одинаковых изображения, практически едва ли возможно, то для получения трехцветного изображения одно из изо¬бражений снималось поочередно через два светофильтра.
Появляющаяся из-за этого кайма значительно менее заметна, чем при ранее применявшихся способах последовательной съемки через три свето¬фильтра.
Так была создана система цветной кинематографии значительно более совершенная, чем эксплуатировавшиеся в Англии система «Кинемаколор», система Смиса — Урбана и другие английские и американские системы. Патент на свой способ цветной кинематографии Максимович взял со¬вместно с известным в Петербурге фотографом Прокудиным-Горским. Для использования их патента было организовано акционерное общество «Биохром», которое за период 1910—1914 гг. выпустило несколько цвет¬ных фильмов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 дек 2015 08:02:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
В Сети вдруг нашёлся один фотопортрет С.О.Максимовича:

Изображение

В рубрике "В этот день родились": http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post328011207/

К сожалению, проверить его подлинность пока не удаётся. Где-то у меня был дружеский шарж на Максимовича начала 20 века. Хоть разница лет в 30-ть, всё же попробую найти и сравнить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Максимович С.О.
СообщениеДобавлено: 11 май 2017 16:23:32 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3333
Эта тема будет посвящена Сергею Олимпиевичу Максимовичу (1876–1941).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 5 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB