Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 21 окт 2017 06:37:43
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 30 май 2011 11:52:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Beasr писал(а):
Может это и был господский дом, но размеры!


Насколько я понимаю, на карте схематично обозначен не сам господский дом, а его парк с центральной аллеей. Отсюда и размеры.
Обратите ещё внимание: Хмелево записано как "Хмелниново". Такие вариации были обычным делом для старых карт.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 май 2011 15:15:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 315
Vyacheslav писал(а):
Beasr писал(а):
Может это и был господский дом, но размеры!


Насколько я понимаю, на карте схематично обозначен не сам господский дом, а его парк с центральной аллеей. Отсюда и размеры.
Обратите ещё внимание: Хмелево записано как "Хмелниново". Такие вариации были обычным делом для старых карт.

На мой взгляд самая нижня надпись ДУХМЕЛИНПОСА на фрагменте расшифровывается так:
Дом Управляющего Хмелин. (сокращено!) поса[да]


Очень интересная информация! Спасибо Вам, Илья, огромное!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 май 2011 04:50:53 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
v_v_d писал(а):
На мой взгляд самая нижня надпись ДУХМЕЛИНПОСА на фрагменте расшифровывается так:
Дом Управляющего Хмелин. (сокращено!) поса[да]


Василий, это очень интересная версия, но у меня она вызывает сомнения. Хмелево никогда, насколько мне известно, не было посадом. Да и такой должности как "управляющий посадом" не существовало. Наконец, вряд ли на картах 18 века стали бы использовать такие загадочные сокращения к "ДУ".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2011 08:56:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2011 10:32:45
Сообщения: 10
Я просматривал план генерального межевания Киржачского уезда, но не 2-х, а 1-вёрстный и обнаружил там, что владения Прокудиных-Горских (под номером 130) поделены нанесёнными после составления плана границами http://xmages.net/storage/10/1/0/b/5/up ... 18be8a.png - по центру. Можно предположить, что это разделённые между наследниками М.И. Прокудина-Горского земли.

Заметьте, что господский дом оказался весьма странно разделён и его могли разобрать (по крайней мере, это объясняет «странную» пропажу оного с карт), затем те, у кого оказались Хмелево и Фуникова Гора (в планах ген. межевания оба пункта «деревни») строят себе каждый по усадьбе. Ведь на картах Менде Фуникова Гора – сельцо (селение с помещичьей усадьбой), а Хмелево – деревня с отдельно стоящим господским домом; в списках населённых мест за 1859 год оба селения были названы «сельцами», возможно из-за близкого расположения усадьбы к Хмелево.

В 1850г. на карте Менде земля под номером 130 снова едина, мало ли что произошло: выкупили или опять же унаследовали. Как бы то ни было, на одном владении оказываются две усадьбы и какая-то из них становится главной, скорее всего, фуникогорская т.к. земля вместе с бывшей хмелевской усадьбой была передана крестьянами под монастырь, а значит, Прокудиными-Горскими не использовалась.

Но в списках нас. мест за 1905г. оба селения значатся «деревнями»! С Хмелево-то понятно [а не должно оно было стать селом?] а с «Горой» – загадка, хотя могли ошибиться.
Я не мастер строить такие теоремы и возможно в ней много смысловых и ещё каких-нибудь ошибок, в любом случае она всё равно не даёт ответ на вопрос «Где же родился С.М. Прокудин-Горский?»


Также нашёл ещё одно старое фото Архангельского погоста, качество оставляет желать лучшего… а вдруг пригодится :roll: ? http://xmages.net/storage/10/1/0/4/8/up ... 363319.png


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2011 09:46:15 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Приветствую, Илья!

Огромное спасибо за новые материалы!
Мне сообщили из Киржачского музея, что в "Материалах для оценки земель Владимирской губернии" 1900 г. про землю в д. Хмелево написано "бывш. Прокудина-Горского". Цитирую со слов, самого источника пока не видел.
Эта информация подтверждает, что усадьба Прокудиных-Горских на момент рождения Сергея Михайловича находилась в Хмелево, так как в Фуниковой Горе никаких явных признаков существования усадьбы мне найти пока не удалось. В Хмелево же всё четко и ясно: старинная парковая аллея, каменные основания усадебных ворот, фундамент господского дома. А вот существование древней усадьбы между Хмелево и Фуниковой горой - это вообще отдельная загадка!
В мае месяце сего года я пришел к выводу (по новым документальным сведениям), что около 1892 г. усадьба в Хмелево была конфискована в пользу государства, а затем выкуплена крестьянами, которые и пожертвовали её спустя десять лет, в 1902 г., для создания монастыря. Однако теперь я допускаю, что ещё до 1892 г. отец С. М. Прокудина-Горского мог сам продать усадьбу крестьянам.
Вообще, в расследовании этой таинственной темы появляются всё новые материалы, но многое просто нельзя публиковать (по разным причинам). Я Вам буду сообщать личным письмом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2011 10:41:28 
Не в сети

Зарегистрирован: 30 май 2011 10:32:45
Сообщения: 10
Пожалуйста!
Хм-м, но почему Фуникова Гора тогда считалась сельцом? Это нелогично!
http://xmages.net/storage/10/1/0/9/7/up ... 72da1a.png Что-то из этого определённо похоже на усадьбу [карта слева]. Как думаете, что за здание к северу от «Горы» на межевой одновёрстке [справа]? И я думаю, что на карте Менде аналогичного масштаба часовня [снизу]!

Ах да! Мне кажется или на куполе Архангельской церкви роспись? http://xmages.net/storage/10/1/0/9/7/up ... 6d4d32.png
Извиняюсь за россыпь вопросов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2011 11:33:47 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Beasr писал(а):
Пожалуйста!
Хм-м, но почему Фуникова Гора тогда считалась сельцом? Это нелогично!
http://xmages.net/storage/10/1/0/9/7/up ... 72da1a.png Что-то из этого определённо похоже на усадьбу [карта слева]. Как думаете, что за здание к северу от «Горы» на межевой одновёрстке [справа]? И я думаю, что на карте Менде аналогичного масштаба часовня [снизу]!

Ах да! Мне кажется или на куполе Архангельской церкви роспись? http://xmages.net/storage/10/1/0/9/7/up ... 6d4d32.png
Извиняюсь за россыпь вопросов.


Насколько я понимаю, названия "сельцо", как и "село", "деревня" не всегда применялись единообразно, последовательно. При исчезновении господского дома (или его "перепрофилировании") название "сельцо" могло неопределенного долго сохраняться по традиции. Тем более, что вообще сельцо - это бывшее село. Фуникова Гора стала сельцом после того, как поляки сожгли местную церковь (в 1609 г.). С другой стороны странно, что Хмелево называли деревней, если в нём точно был господский дом. Только в одном источнике (19 века, кажется), Хмелево было названо "сельцом". Поэтому лучше полагаться на старые карты и другие архивные документы, а также натурные исследования.
Насчет знака часовни на карте сказать затрудняюсь, местные жители в Фуниковой Горе мне показывали место, где до 1950-х гг. стояла часовня - это центр деревни.
Насчет росписи на храме Михаила Архангела также не берусь судить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2011 18:54:42 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 авг 2011 18:40:50
Сообщения: 96
Vyacheslav писал(а):
Приветствую, Илья!

Огромное спасибо за новые материалы!
Мне сообщили из Киржачского музея, что в "Материалах для оценки земель Владимирской губернии" 1900 г. про землю в д. Хмелево написано "бывш. Прокудина-Горского". Цитирую со слов, самого источника пока не видел.
Эта информация подтверждает, что усадьба Прокудиных-Горских на момент рождения Сергея Михайловича находилась в Хмелево, так как в Фуниковой Горе никаких явных признаков существования усадьбы мне найти пока не удалось. В Хмелево же всё четко и ясно: старинная парковая аллея, каменные основания усадебных ворот, фундамент господского дома. А вот существование древней усадьбы между Хмелево и Фуниковой горой - это вообще отдельная загадка!
В мае месяце сего года я пришел к выводу (по новым документальным сведениям), что около 1892 г. усадьба в Хмелево была конфискована в пользу государства, а затем выкуплена крестьянами, которые и пожертвовали её спустя десять лет, в 1902 г., для создания монастыря. Однако теперь я допускаю, что ещё до 1892 г. отец С. М. Прокудина-Горского мог сам продать усадьбу крестьянам.
Вообще, в расследовании этой таинственной темы появляются всё новые материалы, но многое просто нельзя публиковать (по разным причинам). Я Вам буду сообщать личным письмом.

Вы смотрите старинную рисованную карту,а на ней много неточностей и графических и грамматических.

"обнаружили в густой траве полуразрушенный надгробный памятник другому Сергею Михайловичу Прокудину-Горскому (1789-1841), попечением которого и был воздвигнут храм."
Надо бы памятник восстановить.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 сен 2011 19:46:05 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Дело, кажется, идёт к тому, что С. М. Прокудин-Горский родился всё же в сельце Фуникова Гора, а не в д. Хмелево.
Вспомнилось сообщение Владимира Емелина от 12 января 2009 г.:
Цитата:
"Предки его выехали из Золотой Орды в XIV веке... Их родовое имение находилось в сельце Фуникова Гора, расположенного недалеко от г. Киржача.
По названию сельца в XVIII веке к их фамилии прибавлена приставка "Горские". Прадед Сергея Михайловича Михаил Иванович Прокудин-Горский (1744-1812) в 1760 г. в чине сержанта лейб-гвардии Преображенского полка находился при чрезвычайном посланнике в Константинополе, о чём написал свои воспоминания, выйдя в отставку и занимаясь литературными трудами, в числе которых была пьеса "Торжествующий град Владимир", сочинённая в 1778 г. по случаю открытия Владимирского наместничества. В недолгие годы существования Киржачского уезда Михаил Иванович был предводителем дворянства уезда. Его три сына - Лев, Николай и Сергей - принимали участие в военных действиях против французов. Лев Прокудин-Горский участвовал в сражении под Аустерлицем в 1805 г., затем в кампании 1812 г. и в чине майора вышел в отставку. Николай и Сергей сражались в рядах Владимирского ополчения.
В 1834 г. все три брата жили в имении Фуникова Гора, где находилось "три господских дома". В "Именном списке дворян Покровского уезда" за 1834 г. упоминаются Лев Михайлович Прокудин-Горский, чиновник 7-го класса, титулярный советник Николай Михайлович и коллежский архивариус Сергей Михайлович...
У Николая Михайловича и его жены Надежды Степановны были дети: Юлия, Аграфена, Владимир и Михаил. Последний, родившийся в 1839 г. и был отцом Сергея Михайловича.
Михаил Николаевич, отслужив на Кавказе, в 1862 г. вышел в отставку в чине подпоручика. И в том же году женился и поселился в родовом имении Фуникова Гора, где, очевидно, и родился Сергей Михайлович. В 1865 г. Михаил Николаевич подаёт прошение об определении его на службу в число канцелярских чиновников Владимирского дворянского депутатского собрания, поскольку владение 80 душами крестьян в Фуниковой Горе, да "за матерью ста сорока душами", не позволяло содержать в достатке свою семью.
Вначале он был определён в Питейно-акцизное управление, а затем подал прошение в 1866 г. об утверждении его кандидатом на полицейскую должность. В связи со службой отца во Владимире, семья его какое-то время жила тоже в этом городе."

Чуть выше Владимир Емелин пишет: "Эти сведения получены из Владимирского областного архива в июне 2008 года историком Лидией Васильевной Дудоровой."

Надо же, сколько интереснейших подробностей, о которых уже успели позабыть! И место рождения уже тогда, как теперь представляется, было названо правильно.

Сегодня чего-то прорвало, интересная информация просто посыпалась.
Только что нашел на сайте "Тверская усадьба":

Цитата:
ДУБРОВСКОЕ. Кобелевская вол. Старицкий уезд.
Владел. - Прокудины-Горские.
- Сообщение о назначении торгов на имения неисправных заемщиков Дворянского банка. 31 марта 1914 г.- ГАТО. Ф. - 59. Оп. 1. Д. 5321. Л. 83.
- Список имений. 26 янв. 1919 г.- ГАТО. Ф. Р-835. Оп. 2. Д. 214. -
Л. 144.
- Докладная записка в Ликвидационную комиссию Старицкого УЗУ от инструктора С. Рябова о продаже дома бывшего имения на снос коммуне евангельских христиан. 1 марта 1923 г.- ГАТО. Ф. Р-476. Оп. 1. Д. 242. Л. 141.

http://www.akra-city.ru/tverskaya_usadi ... y/2948.htm

Что-то я не припомню, чтобы слышал раньше про это имение.
А что у нас есть по Старицкому уезду, помните?
Родной брат Сергея Михайловича, Владимир Михайлович Прокудин-Горский с 1907 г. - земский начальник 2-го участка Старицкого уезда!
Вероятно, в 1914 г. имение было продано с торгов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 08 сен 2011 11:19:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 16 авг 2011 18:40:50
Сообщения: 96
Пожалуйста ,выложите скан метрики С.П.Г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 50 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB