Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 22 сен 2019 07:52:45
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 160 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 16  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 23 апр 2012 12:34:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 335
Село Вознесенье
Изображение
hosting images
Взято из: http://humus.livejournal.com/2529923.html#cutid1
Там же еще фотографии Олонецкой Губернии.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 24 апр 2012 11:12:11 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 335
Выложено http://humus.livejournal.com/2531333.html#cutid1 много фотографий Вытегры и шлюзов.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 25 июн 2012 15:59:58 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Возвращаюсь к загадочным снимкам 21027 и 21024 "На жнитве"
Изображение

Если это действительно снято в Череповецком уезде в июле, тогда довольно странно контрастирует со снимком 20223 "Васильки во ржи", который был сделан одновременно в том же районе:
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 28 июн 2012 16:09:19 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Нашел такую информацию: "Убирают яровую пшеницу в южных районах страны в начале июля, в восточных - в августе, в северных - во второй половине августа - начале сентября."
Источник: http://www.zernosk.ru/index.php?option= ... id=9&id=18
Южный Урал - это восточный район. По старому стилю начало августа приходилось на конец июля, так что вполне Прокудин мог сделать эти снимки на Урале.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 14 июл 2012 17:51:49 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
DMITRY писал(а):
Часовня в Материках. Визит к бабушке.

Изображение
Изображение
+ подпись в альбоме "Шлюз св.Елены. Материки." (снимок отсутствует)

Больше года назад я написал Петеру, что читал в одном жж рассказ про пробабушку, которая жила в д.Материки. Перед затоплением дом был перенесен в г.Вытегру, где она и стала жить.
Петер нашел дом из Материков (неизвестно этот ли) и осенью познакомился с бабушкой.

Екатерина Павловна, г.р.- 1918, родилась и жила в дер.Материки. В 1953 году ее дом в Материках разобрали и перевезли в г.Вытегру, где она и живет с тех пор.

Вот, что рассказала Екатерина Павловна (Е.П.):

В первый визит не было снимков, но по описанию бабушка узнала часовню (горка, крыльцо с перилами, высокие ели-сосны рядом).
Это часовня Параскевы ("Пятницей" она ее не называла), находится у нижних ворот шл.№ 6 (бывш. шл. св.Елены), берег левый.
Простояла до войны, потом сломали и разграбили- часовня богатая была, много церковной утвари и икон.
Перед часовней была Иордань.
На картонной фабрике в Материках у бабушки работал родственник Петр Иванович, был десятником. Он был старостой часовни.
О "Божьей Матери" и "явлении иконы на сосне" Е.П. не слышала, и называла часовню "наша Праскева".

источник этого и нижеслед.: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.php?f=35&t=4185

DMITRY писал(а):
Часовня в Материках. Новые встречи.

Петер еще дважды побывал у бабушки.
Снимки были отпечатаны на формате А4 и показаны. Бабушка узнала часовню и подтвердила, что она напротив шлюза №6, не в деревне Материки, а ниже по течению.
Вспомнила кто жил в двух домах справа на горке и куда переехали. Там, вообще, было только два дома и это не деревня.
Праздник в часовне отмечался в июне- был крестный ход, служба. Связан с Макарием и домашними животными.
Икона Макария была в часовне, сейчас она у ее родственницы.
Но вот бабушка упорно ставит д.Материки на правый берег к шл. №7- бывш. шл.Надежды (как на ведомств. схеме 1947 г. и по воспоминаниям старожил).

Неожиданно звонит ее дочь из СПб, она в курсе, что приходят и вопросы задают. Дочь подтверждает, что часовня была у шл.№6. Название не говорит, но помнит разговоры про явление иконы и "Божью Матерь" она слышала.
Она сказала, что часовня сгорела и бабушка вынесла оттуда икону Макария. Е.П. это никак не прокомментировала.
.........................................

Итог:
Есть бабушка- Екатерина Павловна, которая узнала часовню и указала место- у 6-го шлюза на левом берегу. Называет ее Параскевой. Напротив часовни Иордань (фрагмент виден на снимке).
Снимки часовни можно считать идентифицированными с бол. степ. вероятности. На них есть еще планы, поэтому вероятности достаточно на данный момент.

Материки. Часовня во имя [Параскевы Пятницы] и сосна, на которой явилась икона.

Сосну с иконой надо оставить. Местные могли считать, что икона явилась на сосне (и епархиальные бумаги им не указ), могли позаимствовать этот рассказ, ПГ мог напутать. Доказательств, что это ошибочная запись нет. Бабушка не помнит, но съемка 1909 г., а она родилась в 1918. Указать в прим., что подтверждения явления иконы не найдено.

В прим.:
Часовня находилась на левом берегу р.Вытегры у шлюза св.Елены.
"Материки" в авторской подписи- общее название местности от шл. св.Надежды до шл. св.Елены.
Подтверждения явления иконы на сосне у часовни не найдено.
В настоящее время место затоплено водами Белоусовского вдхр.



DMITRY писал(а):
Плотина. (Материки. Этюд.)

http://lcweb2.loc.gov/service/pnp/prokc ... 21087r.jpg

Ранее установлено, что была вторая деревня Материки и находилась она у старого шл.Надежды. Вероятно, это выселки Материковские (Олонецкий сборн. 1894 г.), но местные жители называли их деревней Материки и не употребляли ущербное название выселки.
Ветеран Мариинского канала рассказывал Петеру, что дер.Материки находились у шл.№7 (бывш.Надежды), ниже была дер.Подгородье, "одна деревня плавно переходила в другую" и ни слова о левобережной дер.Материки.
Екатерина Павловна ставит дер.Материки, в которой она жила до 1953 г., на правый берег к шл.№7.
Г.М.Ступин (1988 г.): "Материки в последствии разрослись и деревня стала называться Подгорьем."
Подгородье на правом берегу и говорится о правобережной д.Материки.

Изображение
И.Петрашень, 1910 г.

У шл.св.Надежды в 1909 г. на староречье находилась 2-х пролетная плотина, которая находится за левым краем на снимке Прокудина-Горского.
Плотина при шл.№7, указанная на схеме 1947 г. построена позднее (она упоминается в документах 1923 г.)

Изображение


DMITRY писал(а):
Паспарту. (Материки. Этюд.)

Изображение

В Вытегорском краеведческом музее хранится фото-паспарту: "Дер.Материки. Упраздненный шлюзъ св.Надежды." (прислал Петер)
Фрагмент на дальнем плане повторяет этюд ПГ.

Изображение
после 1896 г.

Изображение
надпись теснёная, позолоченная краска почти вся отвалилась, ниже более поздняя копия текста

Изображение


DMITRY писал(а):
"Дер.Материки. Упраздненный шлюзъ св.Надежды."

Изображение

Изображение

Изображение
березы на снимке ПГ выросли и еще больше наклонились, высота окон у дома- 8 бревен, наличники одинаковые, фронтон бревенчатый, окно к 1909 г. переделано в прямоугольное

Изображение
средний дом закрывают деревья и видны только 2 окна

На музейном фото и у Прокудина-Горского одно место. Снимок идентифицирован.

В прим.:
На снимке правобережная дер.Материки у шлюза св.Надежды на реке Вытегра.
В Олонецком сборнике №3 за 1894 г. деревня указана как выселки Материковские при шл. св.Надежды (№2028).
Снято на староречье от плотины (слева за кадром), течение справа-налево.
В настоящее время место затоплено водами Белоусовского вдхр.


Очень рад, что начатая мною ещё в 2009 г. работа по идентификации снимков с загадочным названием "Материки" усилиями Петера, Дмитрия и других людей теперь фактически подошла к завершению.
Ещё в конце 2009 (или начале 2010) мне удалось установить, что местом чудесного явления на сосне в Вытегорском уезде считались не Материки, а расположенная неподалёку глухая деревня Тагажмозеро. Спустя несколько месяцев на основе тщательного изучения дореволюционных источников я (как и другие) пришёл к выводу, что изображенная на снимке Прокудина-Горского 20957 часовня не соответствует тем описаниям, которые делались для храма в Тагажмозере. Это обстоятельство на какое-то время завело нас в тупик с местом поиска часовни. В Материки часовню "вернул" Дмитрий (при помощи Петера).
В июле 2010 г. я установил контакты с одним из научных сотрудников Вытегорского краеведческого музея, которая сообщила мне, что часовня в Материках по Епархиальным ведомостях 1879 г. именовалась в честь Параскевы Пятницы. К сожалению, в музее не оказалось снимка этой часовни. Тогда же я направил им (в Вытегорский музей) по факсу фотографию "Материки. Этюд". Они сравнили её с тем снимком Матерков, который в дальнейшем выкладывал Дмитрий и отметили общее сходство местности, но не смогли тогда найти зацепок для идентификации.
Теперь после длительного и досконального изучения атрибуция снимков представляется уже довольно надёжной и остается только поблагодарить всех участников этого общего дела.
Хотя мы, наверное, никогда не узнаем, как и почему история о явлении иконы на сосне в Тагажмозере, которую в 1909 г. знал каждый вытегор, была перенесена в альбоме Прокудина-Горского на совсем другое место.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 08 авг 2012 17:50:49 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Только что с удивлением узнал, что Материки на старых картах иногда обозначались как "Матерники" и что по этому слову точку находят современные поисковые системы. Вот, например: http://city.callhouse.ru/city/24158/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 09 авг 2012 05:24:25 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Снимок 20932
Изображение

Мы уже давно с практически 100% достоверностью установили, что это вовсе не затон Карьежка, а пристань на противоположном, правом берегу Свири, точнее, это устье этой реки, начало Онежского озера.

Очередное подтверждение - финская карта. Она как минимум довоенная, но, быть может, гораздо более ранняя.
На ней виден этот самый длинный пирс:
Изображение

Вверх по течению реки длинный пирсов нет вообще. При такой длине он бы доходил до середины реки и затруднял бы судоходство.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 10 авг 2012 19:10:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
DMITRY писал(а):
Картонный завод [Гейльборна]. Белый Ручей.
(Объяснение одной ошибочной подписи фотографа.)

0386 "Картонный завод Лопарева."
Изображение

Газета «Олонецкие губернские ведомости», 11 сентября 1899 г.:

В Вытегорском уезде, Девятинской волости на Белоручейской картонной фабрике купца Лопарёва и КО, 18 июня, от неизвестной причины сгорели главный корпус фабрики, амбары, склады, сушилки и другие постройки с находившимся в них картоном и разным имуществом. Фабрика и постройки были застрахованы в первом Российском страховом обществе в сумме 140 345 руб. Убытку 200 000 руб.
http://www.10.mchs.gov.ru/activities/index.php?SECTION_ID=1007#_ftnref6

Фабрика Лопарева сгорела, новую построил швед Эмиль Гейльборн.
По воспоминаниям Клюнина (местного краеведа) Гейльборн построил фабрику в 1900 году.

Фабрика сгорела в 18 июня, а 28 августа купец 1-ой гильдии А.Ф.Лопарев скропостижно скончался (в некрологе указано- порок сердца).
Еще интересно, что его сын Александр Александрович был представителем в г.Вытегре "Первого Российского страхового общества", где была застрахована фабрика.

информацию прислал Петер
.........................................................................
.

Источник: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 6&start=15

Да, это вполне объясняет ошибку в названии - обычно названия фабрик, поместий, гостиниц и т.д. по их первым владельцам прочно закреплялись в местном обиходе. Достаточно вспомнить гостиницу Пожарских в Торжке. Поэтому не удивительно, что в 1909 г. в Белом Ручье никто не называл картонную фабрику иначе как "Лопарёвской". Собственно, здесь и ошибки особенной нет у ПГ, просто указал обиходное название, не вдаваясь в "юридические формальности".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 07 дек 2012 19:01:12 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Снимок 20932 "Затон Карешка"
Изображение

Напомню вкратце, что согласно авторскому названию, снимок должен был быть сделан на правом берегу Свири в небольшой природной гавани под названием Карьежка. Все другие снимки села Вознесенье были сделаны на левом берегу. Я пришёл к убеждению, что в действительности снимок 20932 был сделан также на левом берегу.
Дмитрий изложил свою точку зрения, согласно которой авторское название является верным и снимок был сделан в затоне Карьежка на правом берегу Свири: http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=75
При наличии ряда косвенных признаков, которые могут свидетельствовать в пользу обеих версий, главным остаётся определение направления течения.
Я ещё раз сделал хронологическое сопоставление кадров:
Изображение

По-моему, здесь хорошо видно, что волна идёт на нас, значит это левый берег Свири и не затон Карьежка.

И ещё о том, почему затон Карьежка называется "затоном" и как он выглядит вниз по течению Свири:
Изображение

И берег, ограничивающий затон вниз по течению - вот такой высоты:
Изображение
Отсюда: http://www.panoramio.com/photo/34434285

Скала на фото называется мысом Карьежка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Мариинская водная система
СообщениеДобавлено: 08 дек 2012 10:23:05 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
DMITRY писал(а):
Вид на Вознесенье.

...
За плотами тихая поверхность, перед плотами рябь от ветра, что соответствует представленным Вячеславом фрагментам, где показано не течение, а рябь от бокового ветра.

.....

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... 8&start=75

Что ж, это прекрасно объясняет, почему на примере Дмитрия "течение" идёт на вперёд или назад, а строго слева-направо:
Изображение

А вот на нашем примере волна идёт вперёд перпендикулярно направлению ветра.

Далее, Дмитрий помещает "затон ТЦП" выше по течению:
Изображение

Но ведь речь идёт о "затоне Карешка", это географическое (точнее, гидрографическое) понятие, значит означает не искусственную стоянку судов, а естественную небольшую бухту, каковая имеется только перед мысом Карешка.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 160 ]  На страницу Пред.  1 ... 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 ... 16  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB