Nataly писал(а):
Сегодня в РГИА в деле Петербургского дворцового управления о разрешениях художникам и фотографам нашла интересное, на мой взгляд, письмо (РГИА, ф. 475, оп. 1, е.х. 805):
Пишет канцелярия Министерства Императорского двора начальнику Санкт-Петербургского дворцового управления 20.07.1910 г.: "Канцеляри по приказанию министра Императорского двора имеет честь уведомить о последовавшем разрешении надворному советнику С.М. Прокудину-Горскому фотографировать в течении одного года здания Императорских дворцов прилегающими к ним парками и садами с тем, чтобы в каждом отдельном случае испрашивалось особое разрешение надлежащих начальников дворцовых управлений, так как производство фотографических снимков может быть признано не всегда удобным. Равно и относительно производства работ в пределах дворцов и имений, состоящих в ведении Главного управления уделов, просителю поставлено в условие в каждом отдельном случае заблаговременно сообщать о том Главному управлению для зависящих распоряжеий по местной части.
Что же касается ходатайства о разрешении снять при посредстве классного художника И.К. Гаврилова копии с картин, находящихся в Императорском Зимнем дворце, изображающих события Отечественной войны, то на удовлетворение сего ходатайсва также последовало разрешение г. министра, при условии, однако, чтобы копирование происходило в Эрмитаже и чтобы рсходы по снятию картин, доставке в Эрмитаж и обратной переноске были приняты Прокудиным-Горским на свой счет"
Найти бы оригинальное письмо Прокудин-Горского. Думаю, что здесь идет речь о подготовке издания: «Нашествие Наполеона. Отечественная война 1812 года. Альбом репродукций в красках по картинам известных художников с пояснительным текстом под редакцией И. Н. Божерянова»?
И.К. Гаврилов - действительно художник, преподаватель рисования в ряде петербургских гимназий, автор нескольких пасхальных рисунков для открыток.
И еще дам небольшой комментарий. Непонятно, почему ПГ должен был в каждом отдельном случае спрашивать отдельное разрешение? Просто в этом же деле содержится масса разрешений на съемки (снаружи и в садах и парках императорских резиденций) бе всяких условий. Эти разрешения давались, например, редакторам журналов "Аполлон" и "Старые годы", и даже простым фотографам-любителям! Возможно, какие-то особые условия съемки, о которых писал ПГ в своем прошении, послужили причиной подобных ограничений. Я всего просмотрела 2 подобных дела, и больше прошений ПГ не нашла.
Огромное спасибо, Наталья! Каждый обнаруженный исторический документ ценен, но такие как этот, представляют особый интерес, потому что открывают для нас неизвестное. Или загадывают новые загадки.
Прокудин-Горский очень любил снимать великокняжеские резиденции и имения высшей знати, однако в его экспедициях лета 1910 г. (Верхняя Волга и Южный Урал) на ум не приходит ничего подобного. Зачем, с какой целью просил это разрешение в начале сезона 1910 г. Прокудин-Горский? Имел ли он в виду изначально годовой срок действия "лицензии"?
Реально он смог воспользоваться этим разрешением уже по истечении годичного срока, а именно в сентябре 1911 г. при съемках императорского дворца в с. Бородино. Как и предусматривалось процедурой, ему пришлось заручиться дополнительным разрешением у местного начальника:

Этот документ был нам известен уже в 2008 г. и тогда, не зная всей подоплеки, мы уже констатировали, что общее царское разрешение на съемку ничего не значила без согласия местного чиновника. Тогда я думал, что таков был весь бюрократический порядок Российской империи, однако теперь из найденного Натальей документа становиться ясно, что такие условия были созданы персонально для Прокудина-Горского!
И всё же остаётся вопрос: с каким прицелом просил в 1910 г. ПГ разрешение на съемку дворцов? Что планировал? Вполне легко может оказаться, что за пределами известной нам части коллекции были какие-то важные дворцовые съемки в то время.