Из Киржачского музея пришли очень интересные материалы.
Владимирские губернские ведомости №49, 4 декабря 1865 г. сообщают в разделе "О явленных актах":
Цитата:
1865 года июня 14 дня, в Покровском уездном суде, от жены коллежскаго советника Елизаветы Николаевой Родионовой явлена купчая, совершенная во Владимирской палате гражданскаго суда 1861 года ноября 1 дня, данная ей от титулярной советницы Надежды Степановой Прокудино-Горской, на проданное последней первой недвижимое имение, заключающееся в Землёй состоящей Покровскаго уезда: а) при сельце Фуниковой Горы, в количестве 6 дес., с построенной на оной мызою и другими зданиями , и б) в отхожей пустоши Карповой, в количестве 44 дес., ценою за 2500 р. сереб.; купчая крепость писана на гербовом листе в 7 руб. сереб., пошлин с суммы 2500 р. взыскано четырех процентовых 100 р., актовых 3 р., ноября 1 дня 1861 г.
Надежда Степановна - это бабушка С.М.Прокудина-Горского по отцу.
Это сообщение может свидетельствовать от том, что имение в Фуниковой Горе было утрачено ещё в 1865 г., поэтому Сергей Михайлович не проводил там своё детство и вообще не мог его помнить.
Однако здесь не всё так просто.
Прежде всего, я не понимаю, что значит "явлена купчая"? Почему она была "явлена" только в 1865 г., если сделка купли-продажи заключена в ноябре 1861 г.? Фактически имение оставалось в руках Прокудиных до 1865 г.
Далее, не понятно, было ли продано имение целиком или только его часть, ведь там было к тому времени у семьи С.М.Прокудина-Горского два господских дома. В сообщении о купчей речь идёт только об одной "мызе".
Согласно сведениям, полученным из Владимирского областного архива в июне 2008 г. историком Лидией Васильевной Дудоровой, в 1865 г. отец ПГ подаёт прошение об определении его на службу в число канцелярских чиновников Владимирского дворянского депутатского собрания, поскольку владение 80 душами крестьян в Фуниковой Горе, да "за матерью ста сорока душами", не позволяло содержать в достатке свою семью.
Здесь совпадает год события - 1865, однако следует, что у отца ПГ были свои 80 душ, отдельно от матери, т.е. Надежды Степановны. При этом непонятно, о каком владении душами вообще может идти речь через 4 года после отмены крепостного права?
В любом случае известно, что в 1865 г. семья ПГ перебралась во Владимир, где проживала, вероятно, до 1867 г., пока Михаила Николаевича (отца ПГ) не перевели на работу в Ковровскую дворянскую опеку.
О других материалах, более ранних, напишу позднее.