Вторая часть документов из РГИА, которые прислала Наталья:
РГИА, ф. 789, оп. 13, 1911, е.х. 42, л. 128. Приглашение В.П. Лобойкову от 12.09.1911 г. на заседание комиссии на 15 сентября, четверг, 1 час дня с припиской: «Первое заседание было 10 сентября. 86000 рублей и по 10 рублей за каждый новый негатив. Полковник Андрей Иванович Степанов. Музей прикладных знаний в Москве». РГИА, ф. 789, оп. 13, 1911, е.х. 42, л. 153. Приглашение В.П. Лобойкову от 07.11.1911 г. на заседание комиссии на 12 ноября, субботу, 1 час 30 минут. РГИА, ф. 789, оп. 13, 1911, е.х. 42, л. 162 Набранный в типографии текст без подписи и пояснений. На последнем заседании Междуведомственной комиссии 12 сего ноября говорилось о возможности распределить расходы по оборудованию Склада, Лаборатории и Центрального бюро по мере поступления работ на несколько лет. Однако, по всестороннему рассмотрению этого вопроса, оказалось, что неполный расход можно произвести только по оборудованию Склада, а именно вместо 1000 р. затратить на первый год 600 р., как указано на стр. 7 в конце п. 1. Оборудование же Лаборатории и Центрального бюро должно быть произведено сразу полностью по следующим соображениям: если средние учебные заведения министерства народного просвещения возьмут на первый раз лишь по 10 диапозитивов для обыкновенного волшебного фонаря, то, принимая во внимание, что таких учебных заведений, по сведениям г.г. попечителей учебных округов, имеется 2000, окажется заказ на 20000 диапозитивов, что потребует полного состава служащих и рабочих и полного оборудования лаборатории. Но кроме указанных заведений предполагаются заказы из военных учебных заведений, школ Св. Синода, коим эти работы уже одобрены, школ других ведомств, войсковых частей и земств, так что указанные затраты на оборудование, таким образом, не только не окажутся преждевременными, но вполне оборудованная лаборатория едва будет в состоянии выполнить работы. С течением времени при больших требованиях, вероятно, придется расширить дело, а равно увеличить штат служащих, что не встретит затруднений, так как соответственно увеличению спроса увеличится и оборотный капитал.
РГИА, ф. 789, оп. 13, 1911, е.х. 42, лл. 163-169. Заключение по работе Междуведомственной комиссии по вопросу о приобретении в казну фотографических коллекций Прокудина-Горского. Проект обсуждался 12 ноября, существовала объяснительная записка Прокудина-Горского к заключению – в делах ее нет. Заключение датировано 24 ноября 1911 г.: «Председатель: О.Д. Хвольсон. Члены: члены Ученого комитета министерства народного просвещения: Н.М. Каринский, С.В. Рождественский, К.В. Фохт, И.И. Холодняк, А.В. Чеботарев, В.М. Шмилевич. Представители ведомств: министерства императорского двора В.П. Лобойков, министерства внутренних дел Р.Н. Геппенер, военного министерства Д.Э. Теннер, морского министерства А.И. Степанов, духовного ведомства М.А. Куплетский, ведомства учреждений императрицы Марии А.Л. Ященко, министерства торговли и промышленности А.Н. Михайлов, Главного управления землеустройства и земледелия А.И. Ковенко и Прокудин-Горский. Междуведомственная комиссия исходила в своем суждении из нижеследующих данных и соображений: I. С милостивейшего соизволения Его Императорского Величества государя императора составляются С.М. Прокудиным-Горским коллекции фотографических картин в красках различных местностей Российской империи. В настоящее время (конец 1911 г.) изготовлено около 2200 тройных негативов. Предполагается довести это число до 10000, а может быть и до еще большего числа. По всеподданнейшему докладу г. министра путей сообщения Его Императорское Величество соизволил на предоставление Прокудину-Горскому для работы с помощниками пользоваться бесплатными пароходами министерства путей сообщения, а равно и вагоном, специально приспособленным для его работы. Только при этих условия Прокудин-Горский мог выпустить свои работы в 1909 до 1911 гг.; сохранение этих условий и в будущем вполне необходимо для осуществления дальнейшего хода работ. II. По методу Прокудина-Горского могут быть получены цветные фотографии и картины, например, следующих объектов: 1) Отдельные местности, ландшафты, выдающиеся своей красотой или представляющие интересные характерные особенности. 2) Исторически интересные места: здания, церкви, соборы, монастыри, места, где происходили важные исторические события. Сюда же могут быть отнесены объекты, представляющие интерес в археологическом отношении. 3) Население, типы, инородцы, группы и т.д. 4) Местности, географически между собой связанные. Могут быть изготовлены серии фотографий для ознакомления с совокупностью таких местностей, например: Мариинская водная система, течение одной реки, местности одной губернии, части горных цепей и т.п. 5) Местности, исторически между собой связанные. Могут быть изготовлены серии фотографий местностей, например, связанных с воспоминанием о воцарении Дома Романовых, об Отечественной войне и т.п. 6) Этнографические картины групп жителей, находящихся в движении, например: ярмарки, народные празднества, крестные ходы и т.п. Получение таких картин возможно только при моментальной экспозиции, для чего необходимо было спроектировать и построить особый новый фотографический аппарат, впервые испытанный Прокудиным-Горским осенью сего 1911 г. при поездке в Туркестан. 7) Серии картин, относящиеся к военному делу, к определенным отделам различных наук, техники и т.п. III. Непосредственно полученные тройные негативы со временем не портятся и могут быть сохранены неопределенно долго. Вся коллекция негативов представляет весьма большую ценность по трем причинам: 1. Как результат огромного многолетнего труда. 2. Как уникум во всем мире по близости воспроизводимых снимков к самой природе благодаря получению негативов на пластинках, специально обработанных по изобретенному Прокудиным-Горским способу, составляющему его секрет. 3. Как исходный материал для изготовления тех предметов, о которых будет сказано ниже. Из вышеизложенного явствует, что вся коллекция негативов должна быть тщательно сохранена в безопасном, в особенности от огня, месте: ни в каком случае она не должна находиться в частной квартире. IV. Хранящиеся в особом Складе оригинальные негативы служат исходным материалом при изготовлении следующих предметов: 1. Копий-негативов, необходимых для того, чтобы не трогать оригинальные негативы при получении позитивов. 2. Тройные позитивы в алюминиевых рамах для проектирования на экран. Цена такого позитива с рамою ныне доходит до 15 р. (позитив 5 р., рама 10 р.), но при массовом производстве цена, вероятно, понизится до 6 р., причем в отдельности позитив будет стоить 2 р., рама 4 р. 3. Цветные диапозитивы, полученные не раскрашиванием от руки, но путем наложения друг на друга цветных пленок по способу, изобретенному Прокудиным-Горским. Эти диапозитивы пригодны для всякого проекционного фонаря, хотя бы и с керосиновым освещением. В настоящее время цена диапозитива 1 р. при массовом производстве, но Прокудин-Горский надеется понизить цену, особенно при массовом производстве до 40 к. 4. Печатные картины в красках для составления альбомов и для вывешивания на стене. Образцы таких картин были предъявлены членам Междуведомственной комиссии. V. Для демонстрирования тройных позитивов Прокудин-Горский пользуется большим фонарем с тремя источниками света, постройка которого стоила около 6000 р., так как он неоднократно подвергался изменениям и усовершенствованиям, и многие его части специально заказывались в Англии. В настоящее время выработан, однако, тип большого простого проекционного фонаря с одним источником света. Фонари этого типа могут быть построены в любом количестве оптическим отделом Обуховского завода, причем цена фонаря не превысит 1000 р. при единовременном заказе нескольких штук. VI. Необходимо устройство Лаборатории, главнейшие работы которой будут заключаться в следующем: 1. Окончательная обработка оригинальных негативов, полученных на местах. 2. Изготовление копий негативов. 3. Изготовление тройных позитивов. 4. Изготовление простых диапозитивов. 5. Производство всех предварительных работ для получения клише для печатания цветных картин. Изготовление клише и печатание картин придется, вероятно, передать в частные руки, хотя идеальною представилась бы такая организация лаборатории, при которой в ней производились бы все работы, кончая печатанием рисунков. Такая организация, однако, трудно осуществима в виду тех затрат, которые для этого потребуются. Так, например, для печатания картин для всей России необходимо иметь 10-15 особого рода машин стоимостью около 20000 р. каждая. VII. Его Императорское Высочество великий князь Константин Константинович изволил взять под свое высокое покровительство дело изготовления и распространения альбомов. Существует особая комиссия для составления описания картин; в ее состав входят выдающиеся ученые, историки, археологи и географы. Министерство народного просвещения получило от гг. попечителей учебных округов сведения, из которых явствует, что от средних учебных заведений ведомства народного просвещения имеется спрос примерно на 2000 альбомов по 100 картин каждый. VIII. Можно считать вполне установленным, что цветные фотографии Прокудина-Горского обладают выдающимися качествами; они могут быть названы в высокой степени художественными произведениями. На это указывает всемилостивейшее внимание, которого они удостоились со стороны Их Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы, а также Ее Величества Государыни Императрицы Марии Федоровны. То же самое подтверждается отзывами многих компетентных лиц, присутствовавших на демонстрированиях, которые устраивались Прокудиным-Горским, хотя на этих демонстрированиях еще не могли быть показаны те новые этнографические картины групп народонаселения, находящихся в движении, которые были получены осенью 1911 г. в Туркестане. IХ. Точно также следует считать вполне установленным то огромное значение, которое должно иметь эти фотографии для народно-просветительских целей. Достаточно вспомнить, что 20 января 1911 г. Совет министров нашел, что «организация надлежащего использования сиз коллекций в народно-просветительских целях была бы делом весьма желательным». Таковой же взгляд высказали г. председатель Ученого комитета министерства народного просвещения тайный советник, член Императорской Академии наук Н.Я. Сонин, а также отдел географии Учебно-воспитательного комитета Педагогического музыкального военно-учебного заведения. Картины Прокудина-Горского дают такое ясное и живое представление местностей, сооружений (Мариинский водный путь), народностей и т.д., которого не может дать никакие описания; поэтому они могут принести величайшую пользу при преподавании географии и истории России, а также Закона Божьего. Когда картинам Прокудина-Горского будет устроен широкий доступ в наши учебные заведения, как средние, так и низшие, то у нас окажется образцовое, истинное родиноведение, и в этом важном и необходимом деле Россия займет завидное передовое положение между культурными странами, особенно ценное в виду необъятной шири и крайней неоднородности различных частей Российской империи. Х. Председатель Совета министров (покойный П.А. Столыпин) сообщил г. министру финансов письмом от 13 декабря 1910 г., что совет министров признал необходимым, чтобы предварительно окончательного разрешения дела, министр финансов вступил в переговоры с Прокудиным-Горским с целью «склонить его к уступке казне права пользования коллекциею путем распространения ее всеми возможными способами». Совет министров нашел (20 января 1911 г.), что «приобретение казною коллекций фотографических снимков вместе с относящимися к ним приборами было бы делом весьма полезным». Все вышеизложенное приводит к ряду вопросов, из которых должны быть совершенно выделены следующие два: А. Вопрос о применении на местах больших проекционных фонарей и тройных к ним позитивов. Так как цена фонаря определяется в 1000 р., цена отдельного позитива и в будущем не опустится ниже 2 р., а отдельной алюминиевой рамы не ниже 4 р., то ясно, что приобретение фонаря и значительной коллекции позитивов окажется доступным лишь для весьма немногих средних учебных заведений, тем более, что для проекционного фонаря требуется сильный источник света. Такой фонарь со всеми к нему принадлежностями может быть приобретен в больших городах несколькими учебными заведениями на общие средства, более богатыми обществами, преследующими просветительские цели, городами, войсковыми частями и т.д.; возможно также, что за это дело возьмутся некоторые земства. Междуведомственная комиссия не может остановиться на каких-либо более точных указаниях по сему вопросу. Когда все дело станет на прочных основах и сделается общеизвестным, то число мест, где будут происходить демонстрация картин при помощи большого фонаря, несомненно будет быстро расти. Способствовать расширению дела могла бы возможность обмена коллекциями между разными местами, а также получение серий картин для временного пользования из того центрального учреждения, которое будет ведать рассылкою и продажей фонарей и тройных позитивов. Это дело должно быть предоставлено частной инициативе. Правительство могло бы способствовать ему лишь путем широкого оповещения заинтересованных кругов. Междуведомственная комиссия не сочла возможным или даже необходимым высказаться относительно деталей этого вопроса. В. По вопросу об альбомах и стенных картинах Междуведомственная комиссия ограничилась пожеланием, чтобы это дело, столь сочувственно принятое министерством народного просвещения, не заглохло, и чтобы другие ведомства в свое время приступили к выяснению числа альбомов и стенных таблиц, потребных для находящихся в их ведении учебных заведений, и всячески способствовали их распространению. Нет сомнения, что альбомы и стенные картины найдут сбыт и в частной продаже. Выделив эти два вопроса и основываясь на вышеприведенных данных, Междуведомственная комиссия пришла к заключению, что ей надлежит всесторонне обсудить следующие четыре вопроса: 1. Где и как устроить Склад негативов. 2. Где и как устроить Лабораторию, на обязанности которой будут лежать работы, перечисленные в п. VI. 3. Где и как устроить Центральное бюро, деятельность которого, между прочим, будет заключаться в следующем: а) Заказ и хранение тройных позитивов, алюминиевых рамок, диапозитивов, альбомов и стенных картин. б) Заказ проекционных фонарей. с) Составление и рассылка каталогов, условий приобретения или получения для временного пользования предметов, указанных в п. а и б, а также вся переписка с заказчиками. д) Рассылка заказанных предметов 4. Каковы должны быть условия передачи казне всего дела, составляющего ныне собственность Прокудина-Горского. По всестороннему обсуждению этих вопросов Междуведомственная комиссия пришла к следующим заключениям: I. Склад негативов может быть устроен отдельно от Центрального бюро и Лаборатории. При выборе для него места следует руководствоваться исключительно только соображениями о безопасности весьма ценных коллекций, особенно в пожарном отношении. Вместе с негативами должен храниться и фонарь, которым пользуется Прокудин-Горский при своих демонстрациях. Несомненно, что Склад может быть устроен только при одном из правительственных учреждений. Междуведомственная комиссия не сочла своей задачей остановиться на каком-либо определенном решении вопроса о месте Склада, полагая, что правительству не трудно будет указать такое место в одном из своих учреждений. Для Склада потребуется: 1. Помещение, общая площадь которого должна равняться примерно 20 кв. саж.; в нем должно свободно помещаться до 10 шкафов (шириной около 3 аршин каждый) и некоторое число широких и крепких столов. 2. На оборудование этого помещения мебелью потребуется, по соображениям Прокудина-Горского, расход в 1000 р. 3. На содержание потребуется ежегодны расход в размере 410 р., а именно: на вознаграждение сторожу 300 р. (кроме квартиры) на освещение – 50 р. на отопление – 60 р. Эти требования относятся ко времени, когда число негативов возрастет до предположительного числа 10000. До этого времени расход на оборудование определится по расчету на действительную потребность. В первом году предвидится расход на оборудование мебелью в сумме 600 р. Ввиду большой опасности, в которой несомненно ныне находится плод трехлетней работы, безусловно необходимо, чтобы готовые негативы по возможности немедленно были перенесены в безопасное место. II. Крайне желательно, можно даже сказать – необходимо, чтобы Центральное бюро и Лаборатория были учреждены вместе или по крайней мере в одном и том же здании. Устройство их в различных местах, несомненно, вызвало бы большие затруднения в виду необходимости непрерывных между ними сношений, передачи ценный предметов и т.д. III. На устройство и поддержание Центрального бюро потребуется: 1. Помещение, общая площадь которого была бы не менее 40 кв. саж. 2. На оборудование этого помещения мебелью (1500 р.) и устройство освещения (500 р.) необходим расход в 2000 р. 3. На содержание этого помещения потребуется ежегодный расход в размере 6680 р., а именно: на помещение – 1500 р. на освещение – 100 р. на отопление – 120 р. на ремонт и непредвиденные расходы – 60 р. телефон – 50 р. вознаграждение заведующему – 1800 р. вознаграждение помощнику – 1200 р. вознаграждение вторым помощникам – 1200 р. содержание двум сторожам – 600 р. канцелярские расходы – 50 р. IV. На устройство и поддержание Лаборатории потребуется: 1. Помещение, общая площадь которого была бы не менее 100 кв. саж. 2. На оборудование Лаборатории необходим расход в 14600 р. по нижеследующей смете: 1 проекционный прибор с принадлежностями – 3000 р. 2 юстировочных стола – 600 р. 100 рам с вращающимися окнами – 1000 р. лабораторные приборы и посуда – 2000 р. оборудование освещением – 2000 р. оборудование мебелью – 1000 р. оборотный капитал – 5000 р. 3. На содержание Лаборатории необходим ежегодный расход в 14390 р., а именно: на помещение – 3000 р. на освещение – 500 р. на отопление – 200 р. на ремонт помещения и непредвиденные расходы – 100 р. на ремонт лабораторной посуды – 200 р. телефон – 50 р. вознаграждение заведующему Лабораторией – 2000 р. вознаграждение фотографу – 1800 р. вознаграждение вторым помощникам – 1200 р. вознаграждение заведующему отделением краски – 900 р. вознаграждение вторым помощникам – 600 р. вознаграждение четырем служащим для отделения диапозитивов – 1440 р. вознаграждение двум юстировщикам – 1800 р. вознаграждение двум сторожам – 600 р. V. На Склад, Центральное бюро и Лабораторию потребуется таким образом: 1. на оборудование расход в 17600 р. 2. ежегодный расход в 21480 р. VI. Междуведомственная комиссия пришла к заключению, что независимо о решения вопроса о том, где будут устроены Центральное бюро и Лаборатория и в чьем непосредственном ведении они будут находиться, необходимо учреждение постоянного Наблюдательного комитета, в состав которого вошли бы представители всех заинтересованных ведомств, а также Прокудин-Горский как непременный член. К задачам этого комитета будут относиться: наблюдение над общим ходом дела, проектирование мер для дальнейшего его развития, общие указания относительно желательного направления дальнейшей работы Прокудина-Горского, а также контроль над всем делом. Для выработки детальных программ предполагаемых ежегодных работ Прокудина-Горского Наблюдательный комитет приглашает соответствующих специалистов. Председатель Наблюдательного Комитета назначается министерством народного просвещения. VII. Междуведомственная комиссия считает необходимым подчеркнуть, что непременным условием возможности продолжения работы Прокудина-Горского на местах является сохранение за ним тех льгот, которыми он ныне пользуется при поездках (см. п. I, стр. 1) VIII. По основному вопросу о том, где устроить и кому поручить Центральное бюро и Лабораторию были обсуждены Междуведомственной комиссией два общих плана. План А. Центральное бюро и Лаборатория устраиваются в одном из существующих правительственных, общественных или частных, учреждений. Вероятно, правительство могло бы указать на такое учреждение и поручить ем устройство Центрального бюро и Лаборатории, но Междуведомственной комиссии не удалось найти такого решения вопроса, осуществление которого представлялось бы сколько-нибудь возможным или вероятным. Членами комиссии было указано, например, на Педагогический музей военно-учебных заведений, на Императорскую Академию наук, на Академию художеств, на Экспедицию заготовления государственный бумаг, на Народный дом императора Николая II, на музей императора Александра III и на Музей прикладных знаний в Москве. Однако во всех случая оказалось, что названное учреждение не имеет свободного места и настолько обременено выполнением своих прямых обязанностей, что не может взять на себя ведение нового, обширного и ответственного дела. Подробности по сему вопросу изложены в журналах заседаний Междуведомственной комиссии. План В. В Междуведомственной комиссии возник и подвергся обсуждению другой план, предложенный представителем ведомства учреждений императрицы Марии А.Л. Ященко и подобно развитый им в записке (см. прил.) Сущность того плана сводится к тому, чтобы во главе всего дела поставить Прокудина-Горского и ему поручить как устройство Центрального бюро и Лаборатории, так и дальнейшее ведение дела во всем его объеме. По заявлению Прокудина-Горского этот план представляется вполне осуществимым при условии значительного расширения того помещения, которое ныне занято его лабораторией и мастерской. Междуведомственная комиссия считает вполне целесообразным тот способ передачи секретного изобретения Прокудина-Горского государству, который подробно изложен в записке А.Л. Ященко. Обсудив план В, Междуведомственная комиссия признала, что в нем заключается наиболее простое, целесообразное и справедливое решение вопроса. Как русский изобретатель Прокудин-Горский заслуживает самой широкой поддержки. Его неутомимой энергии, настойчивости и изобретательности мы обязаны великим делом возникновения у нас истинного родиноведения, бесценной возможностью ясного ознакомления учащейся молодежи с нашим обширным отечеством. Русское государство не откажется всячески поддержать талантливого изобретателя, работами которого оно может гордиться. Передачей в его руки Центрального бюро и Лаборатории будут достигнуты три цели: 1. Изобретателю будет дана широкая возможность продолжать свои исследования, усовершенствовать свою фотографию и обогащать русскую науку дальнейшими изобретениями. 2. Достигается полная уверенность в том, что предметы, изготовленные Лабораторией, по своим качествам действительно будут соответствовать высшим требованиям, какие в данный момент могут быть предъявлены. 3. Во главе будет находиться лицо, которое наиболее близко и всесторонне знакомо с делом и которое, при непосредственном содействии Наблюдательного комитета, сумеет придать этому делу наиболее целесообразное направление и достичь намеченных и столь желательных целей. IХ. По четвертому из вышеперечисленных вопросов, а именно: «Каковы должны быть условия передачи казне всего дела, составляющего ныне собственность Прокудина-Горского», оказалось, что Прокудиным-Горским в разное время были представлены разные условия. 1. Летом 1910 г. Прокудин-Горский обратился к министерству финансов с докладной запиской, в которой предлагал передать в казну всю свою будущую коллекцию 10000 негативов за 100000 р. с выдачею ему этой суммы по частям, соответственно действительному исполнению работы по пополнению коллекции: при условии же повышения этой суммы до 125000 р., он соглашался оставить эту сумму в виде неприкосновенного капитала в государственном казначействе с выдачею ему и его наследникам причитающихся процентов. 2. В конце 1910 г. Прокудин-Горский, отвечая на вопросы, предложенные ему по поручению министерства финансов директором Департамента государственного казначейства, представил следующую смету: За 1300 негативов – 13000 р. За 800 позитивов в рамах – 12000 р. За прибор для проектирования – 6000 р. За авторское право – 55000 р. Всего единовременно 86000 р. и 10 р. за каждое из тех негативных изображений, которые будут им вперед выполняться во время совершаемых для этой работы с Высочайшего соизволения поездок по России. Междуведомственная комиссия рассмотрела, главным образом, второе предложение, как позднейшее по времени. Она пришла к заключению, что вознаграждение, предположенное за негативы, позитивы в рамах и за прибор для проектирования, вполне соответствует ценности означенных предметов. Оценку же авторских прав суммою в 55000 р. комиссия считает вполне умеренною, так как Прокудин-Горский при эксплуатации своего изобретения путем продажи права издания отдельных серий картин в частные руки, несомненно, мог достичь значительно больших выгод. Необходимо иметь в виду, что в настоящее время после окончания новых серий работ, произведенных в 1911 г., вышеприведенные суммы должны быть соответственно изменены. Х. Общий обзор расходов. По плану А. Склад, Центральное бюро и Лаборатория устраиваются в одном из существующих подходящих учреждений. Прокудин-Горский передает казне все указанные выше предметы, а также свои авторские права. На оборудование Склада, Центрального бюро и Лаборатории по вышеприведенной смете (см. п. V) 17600 р. Прокудину-Горскому (см. п. IХ, 2) за 2200 негативов – 22000 р. за 80 позитивов в рамах – 12000 р. за прибор для проектирования – 6000 р. за авторское право – 55000 р. всего 95000 р. Весь расход на оборудование и приобретение всего дела казною выразится в сумме 112600 р. Ежегодный расход, см. п. V(за исключением расхода на помещение Центрального бюро 1500 р. и Лаборатории 3000 р.) 16980 р. и, кроме того, по 10000 р. за каждый вновь изготовленный негатив, что составляет сумму не свыше 10000 р. Весь ежегодный расход выражается, таким образом, суммой не свыше 26980 р. Доход Центрального бюро поступает в казну. По плану В. Склад негативов устраивается в одном из существующих подходящих учреждений. Центральное бюро и Лаборатория устраиваются Прокудиным-Горским, который в то же время передает казне вышеуказанные предметы и свои авторские права. Расход на оборудование Склада, Центрального бюро и Лаборатории по вышеприведенной смете (см. п. V) 17600 р. Прокудину-Горскому – 95000 р. Весь указанный расход – 112600 р. Ежегодный расход как по плану А, но с включением 4500 р. на помещение Центрального бюро и Лаборатории 31480 р., кроме того, вознаграждение Прокудину-Горскому за руководство делом и за труды по усовершенствованию применяемых ныне в работе способов 7500 р. Весь ежегодный расход не свыше 38980 р. Доход Центрального бюро поступает в казну, за вычетом 5% валового дохода, которые предоставляются в подотчетное распоряжение Прокудина-Горского как специальное средство учреждения на предмет удорожания работы рук и материалов и на увеличение оборотного капитала.
|