Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 18 окт 2017 12:44:53
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 01 окт 2013 21:21:17 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Нашёл книгу "Кромоскоп" Айвза 1898 года: http://www.cineressources.net/images/ouv_num/127.pdf
Весьма вероятно, её читал Прокудин-Горский, который сделал доклад о кромоскопе Айвза как раз в 1898 году.

Там на первой странице вот эта фотка веера:
Изображение

Классная цветопередача, кстати!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 окт 2013 07:08:38 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Нашёлся ещё один представитель метода цветоделения, точнее представительница - Sarah Angelina ("Angie") Acland (26 June 1849 – 2 December 1930). Вот статья о ней в Википедии: http://en.wikipedia.org/wiki/Sarah_Angelina_Acland
Англичанка, фотограф-любитель, сделала серию цветных снимков на Гибралтаре в 1903 и 1904 годах.
Вот автопортрет Сары, сделанный около 1910 года (автохром):
Изображение
Сара Эклэнд начала экспериментировать с цветной фотографией ещё в 1899 году и первоначально использовала технологию Фредерика Айвза и Сэнджера Шеферда (Sanger Shepherd), т.е. съемку через три цветных фильтра.
В 1904 году на ежегодной выставке Королевского фотографического общества Великобритании она продемонстрировала серию из 33 своих работ, отпечатанных на бумаге, под названием "The Home of the Osprey, Gibraltar".
Однако в 1907 году Сара перешла на более простой в использовании метод автохрома.

Полковник William Willoughby Verner, Гибралтар, 1903 год:
Изображение

Брат Сары, адмирал William Alison Dyke Acland, Гибралтар, 1903 год:
Изображение

Флора Гибралтара, 1903 или 1904 г. (Sanger Shepherd process):
Изображение

Вот здесь ещё большая статья о Саре Эклэнд с её фотографиями: http://mattersphotographical.wordpress. ... nd-images/

Crimson Rambler in New College Garden”; Virgin and Child after Luca Della Robbia; Sanger Shepherd process, 1900:
Изображение

Foreshore, Southampton Water, and the Docks, from Hythe, Sanger Shepherd process, 1902:
Изображение

The Coast of Morocco from the Europa Advance Battery, Gibraltar, Sanger Shepherd process, 1903:
Изображение

“Solomon’s Gardens of Old”, Gibraltar, Sanger Shepherd process, 1903 or 1904:
Изображение

“Conda the Moor” and Colonel Willoughby Verner, Sanger Shepherd process, 1903:
Изображение

Здесь сканы журнальных статей о Саре Эклэнд: http://mattersphotographical.wordpress. ... otography/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 окт 2013 18:33:52 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
У французов, помимо дю Орона, был также основоположник цветоделительного метода. Его звали Леон Видаль.

Цитата:
Ives patented his method in America on February 7, 1890, (No. 432,53), describing it as a projection of three diapositives, made behind red, green, and violet filters to the same spot on a white wall in register, on top of one another by means of a triple projection lantern illuminated with red, green, and blue-violet light. Ives called his apparatus a "triple projection lantern" and with it he was the first to achieve satisfactory results from this method.

Léon Vidal, at Paris, also carried out the same ideas and presented (similar to Ives) colored projections with three separately functioning projection lanterns, with three-color diapositives and colored illumination, on February 7, 1892, at a lecture before the "Conservatoire Nationale des Arts et Métiers," where he was professor of photography. He repeated this illustrated lecture on March 4, 1892, before the Paris Photographic Society. He sent his pictures to Vienna, where E. Valenta showed them in the projection room of the Society for the Propagation of Knowledge in Natural Sciences. Vidal's lectures caused the optician C. Nachet, in Paris, to construct a "stereo-photochromoscope" in 1894.

Источник: http://notesonphotographs.org/index.php ... hotography

Профессор Национальной школы изобразительных искусств. Вот его трактат о цветной печати и фотографии: http://www.ebay.ca/itm/1903-Traite-Phot ... 1074330273

Вероятно, можно говорить о трёх поколениях специалистов цветоделительного метода: 1) те, кто его изобрёл и подготовил практическое применение; 2) те, кто впервые успешно применил на практике; 3) те, кто довёл до совершенства в цветопередаче и времени экспозиции.
К первому поколению принадлежали Кларк Максвелл и Вильгельм Фогель.
Ко второму - Ф.Ю. Айвз и Леон Видаль.
К третьему поколению относились Мите и Прокудин-Горский.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 05 дек 2014 13:16:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Как ни странно, до сих пор известны лишь единичные представители великолепного метода цветоделения.
Хотя с 1920-х гг. профессионалам была доступна камера Bermpohl, позволявшая делать моментальную тройную экспозицию.
Эта камера производилась аж до 1955 года!

Журнал The British Journal Photographic Almanac and Photographer's Daily Companion за 1938 год посвятил небольшой обзор пользователей камеры Бермполь. К сожалению, контекстный поиск на Гугл-букс позволяет выцепить лишь небольшую цитату (стр. 703):

Цитата:
n all four corners of the earth leading photographers are using Bermpohl — the original One-Shot Three-Colour Camera. Frau Heddenhausen of Berlin, Hermann Harz, Frankfort — Gorsky Freres, Paris — Rosenberg, Stockholm — de Montet-Molland, Zurich — Kinsey Bros., Simla, B.I. — Nickolas Murray, New York — Rosenow, Chicago— these are only a few of the world's best known colour photographers of the world — and all are using Bermpohl cameras !
.

Этот список - уже кое-что!
Прежде всего, нельзя не отметить, что в столь авторитетном издании "братья Горские" отнесены к числу "наиболее известных в мире цветных фотографов"! А мы их до сих пор воспринимаем всего лишь как "сыновей мастера", "подмастерьев".

Великолепные работы Николаса Мюррея 1930-х и 1940-х широко известны, но до сего дня я мог лишь догадываться, что он использовал цветоделительный метод. Просто методом исключения: раз не автохром, значит "трёхцветка". Мюррей печатал свои работы методом "карбро" и даже в печатном виде они выглядят почти как сканы с исходников. К сожалению, в оригинальном виде я их не встречал.

Другие фамилии мне незнакомы. Странно, что не упомянут голландец Бернард Эйлерс.

Посмотрел в Гугле по фамилии Hermann Harz. Оказалось, что некоторые его снимки давно уже видел, но воспринимал как агфаколор.
Вот фотография бензоколонки 1936 года: http://neu.karlhoeffkes.de/wp-content/u ... -19361.jpg
По фактуре действительно похоже на Агфу, которая в 1936-м только-только появилась, однако немцы пишут, что Farbfotograf Hermann Harz machte um 1936 diese Werbeaufnahme für Aral-Benzin mit der Bermpohl „Naturfarbenkamera“: http://www.fotointern.ch/archiv/2011/08 ... otografie/

Вот целая серия его же снимков автобанов, датированная 1935-39 гг.: http://web.hs-merseburg.de/~nosske/Epoc ... _abf1.html
В 1935-м он вряд ли мог бы снимать на Агфу.
Ещё фото 1942-го: http://commons.wikimedia.org/wiki/File: ... nnHarz.jpg


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 дек 2014 15:31:35 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Камера для трёхцветной съёмки Фредерика Юджина Айвза: http://collectionsonline.nmsi.ac.uk/det ... &t=objects

Изображение

Хранится в Медиа-музее в английском Брэдфорде, там же, где мы безуспешно искали в последние годы оригиналы прокудинских фотопортретов Льва Толстого.


The Kromskop colour camera for colour separation negatives

Collection: NMeM - Photographic Technology
Object Name: colour camera
Maker: The Photochromoscope Syndicate Limited; Ives, Frederic Eugene
Date Made: 1900
Materials: wood (unidentified); brass (copper, zinc alloy); bone; plastic (unidentified)
Measurements: overall: 362 mm x 94 mm x 215 mm

Description: Ives' Kromskop colour camera for colour separation negatives, with focussing screen and filters. Ser No 107. Manufactured by F.E. IVES, Philadelphia, USA c. 1900. Overall: 362 mm x 94 mm x 215 mm.
Object Number: 1989-5023

Credit Line: The National Media Museum, Bradford


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 янв 2015 14:54:21 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Как известно, несмотря на появление цветной плёнки во второй половине 1930-х гг. цветоделительный методов продолжал использоваться профессиональными фотографами вплоть до середины 1950-х гг., так как давал превосходное качество.

Вот реклама 1940 года камеры для трёхцветной съёмки в одну экспозицию, торговая марка Lerochrome:
Изображение

Изображение

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 май 2015 11:37:33 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Ура! Обнаружен ещё один представитель метода цветоделения - норвежец Харальд Ренбьёр, Harald Renbjør (1889–1956).
Он жил в небольшом городке Левангер, который и снимал по указанному методу между 1907 и 1925 годами.
Некоторое количество его снимков выложено на сайте Музей Левангера: http://digitaltmuseum.no/folder/7B37DAB ... 1CC2CFB22E

На том сайте сообщается, что Ренбёр "был пионером в области цветной фотографии и исследовал методы цветной фотографии на протяжении всей жизни."

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 янв 2017 07:17:10 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Продублирую здесь сообщение из другой ветки, поскольку оно напрямую касается Ф.Ю. Айвза. Оказалось, что его изобретения уже в 1898 году получились известность в кругах русской фотографической общественности (точнее, той её части, которая следила за прогрессом фототехники).

В развитие темы фотографий Прокудина-Горского с произведений живописи на V фотографической выставке ИРТО в 1898 году.
Наталья Мозохина нашла очень интересные материалы.
Журнал "Фотографическое обозрение", 1898 № 5 (март) сообщал:
Цитата:
Нового на пятой выставке, могущего интересовать массу любителей и профессионалов, нет ничего. Таким образом отсутствует даже волнующий ныне весь художественный и фотографический мир кромскоп Айвса. Что касается до образцов цветной фотографии, то гг. К.А. Фишер, Ф. Кройс, Н.А. Демчинский, А.И. Вильборг и Экспедиция заготовления государственных бумаг дали старые типы трехцветного печатания и некоторые не позаботились даже приготовлением новых листов.


В этом сообщении Прокудин-Горский даже не упомянут, зато о нём есть чрезвычайно интересное сообщение в журнале "Фотограф-любитель" 1898 № 12 С. 448 в заметке "Проекционный аппарат кромоскоп Айвса" указано: "Прибор этот получен г. Прокудиным-Горским, и не только им демонстрирован, но для него им приготовлены диапозитивы".

Таким образом, косвенно подтверждается, что ПГ уже в 1898 г. мог делать цветные снимки. В своём докладе о приборе Айвза он этого прямо не говорил, но теперь при прочтении текста становится очевидным, что ПГ сам экспериментировал со съёмкой: http://oldcolor.livejournal.com/221046.html
Но тогда, в 1898-м, он остался недоволен полученным результатом. Сенсибилизаторы ещё были очень несовершенными. Вероятно, и конструкция фотокамеры тоже. Только Мите и Кёниг довели эту технологию до ума спустя 4 года.

И да, фотографий Прокудина-Горского с произведений живописи на V фотографической выставке ИРТО действительно было черно-белыми, хотя и изготовлены на изохроматических пластинах.
И мы теперь точно знаем, что ПГ начал овладевать технологией цветной съёмки не позднее 1898 года.

P.S. Наталья сообщила, что про кромскоп Айвса есть еще такая статья:
Фотографическое обозрение. 1900. № 3 (январь). С. 95-102 "Фонарь для проектирования и камеры для снимания трехцветным способом".
Подробно описаны прибор для проектирования 3-цветных изображений с помощью одного фонаря и камеры для 3-цветного снимания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 янв 2017 10:48:07 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
В книге "Печатное искусство" 1901 г., с. 58:
Цитата:
Съ 1873 г., когда Фогелемъ былъ разработанъ способъ изготовленія такихъ пластинокъ, трехцвѣтная фотографія получила широкое развитіе. Въ настоящее время англійскимъ ученымъ Айвсомъ построены особые приборы, въ которыхъ изображенія трехъ снимковъ, разсматриваемыхъ чрезъ цвѣтныя стекла, при помощи системы зеркалъ, соединяются въ одно. Цвѣта воспроизводимых предметов передаются с замечательной точностью


Вот уж странно такое читать! Мите ещё не успел сконструировать свою камеру, а уже "трехцвѣтная фотографія получила широкое развитіе".
И с чего это вдруг американец Айвс стал "английским учёным"?
А фраза "Цвѣта воспроизводимых предметов передаются с замечательной точностью" совершенно расходится с критической оценкой Прокудина-Горского, которую он дал цветопередаче снимков Айвза в докладе 1898 г.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 мар 2017 06:18:45 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3309
Один из читателей нашего блога (dim0n) сделал расшифровку двух статей из "Фотографа-любителя" за 1897 г., №3.

Одна из них, возможно, является наиболее ранней презентацией в России прибора Айвза:

Цитата:
Кромоскоп.
На страницах «Association Belge de photogr.» описывается прибор Кромоскоп, изобретённый г. Ивес, при помощи которого возможно одновременно видеть три диапозитива, прикрытых сзади соответствующими цветными стёклами.

Фигура изображает в разрезе этот прибор.
Пунктирные линии показывают световые лучи, идущие от одного источника, которые проходят через все три диапозитива A, B и C; эти лучи так отражаются, что все три совпадают в общую линию, идущую к стеклу, через которое их рассматривают, помещённому в правой стороне аппарата g.
Для смотрящего через стекло g лучи от позитива A, полученного с негатива, подверженного действию только красных лучей и прикрытого таким же красным стеклом, отражаются наружной сине-зелёной поверхностью пластинки D. Позитив, снятый при синих лучах, помещён в B и лучи света, проходящие его, отражаются на внутренней части жёлто-зелёной пластинки E, после чего они проходят через D, который является фильтром или экраном для голубого цвета.
Третий диапозитив поставлен в C, и белый свет, отражённый от зеркала, проходит его и дважды фильтруется жёлтым стеклом E и синим D; общее же действие этих стёкол задерживает весь тот свет, который не отвечает впечатлению зелёного цвета.
Кромоскоп, соединяя таким манером для глаза все три диапозитива в один, пропускает через каждый диапозитив только ту комбинацию цвета, которую воспроизводил с предмета съёмки его негатив, производит общее впечатление для смотрящего предмета в его натуральных красках. В последнее время кромоскоп несколько изменён против данного чертежа, в том, что у него уничтожено двойное отражение, так как окрашенные стёкла D и E отражают только внутренней стороной лучи, отвечающие цвету стекла.
Ивес начал приготовлять двойные диапозитивы на одной пластинке, в действительности представляющие стереограмму; почему так изготовленный кромоскоп, давая возможность видеть двойное изображение, производит впечатление стереоскопа, и настолько правдоподобное, если предмет небольшой, что зрителю кажется вещь рельефной и в натуральных красках, как бы поставленной в ящик кромоскопа.


В другой идёт речь об успехах цветной фотографии:
Цитата:
О цветной фотографии.
В прошлом 2 № Фотографа-Любителя, в отделе смесь, мы поместили как слух, сообщение об открытии г. Wood нового способа получения фотографического изображения в натуральных цветах.
В данный момент на эту же тему находим заметку г. Видаля, который читал о том же в нескольких английских журналах, с прибавлением, что даже г. Абней поражён достигаемыми результатами, почему г. Видаль ждал наконец отзыва от самого г. Абнея, а не ссылки журналов на его удивление, и так как этого не последовало, а газеты продолжали восхвалять открытие г. Wood, то г. Видаль обратился к одному из английских авторитетов, знакомому с вновь открытым процессом, с просьбою сообщить ему, в чём он состоит. Ответ этот он печатает в своём Moniteur de la photographie, представляя каждому судить об этом новом открытии.
Изобретатель ставит свою камеру перед цветным изображением, вкладывая в кассету пластинку своего изготовления, после чего он проявляет её как обыкновенно и делает с неё при[]ым способом позитив.
Полученный отпечаток он погружает в раствор, который называет маточным, составляющий его секрет, после чего при помощи кисти он кроет позитив другой жидкостью, называемой им голубой; при этом окраску получают лишь те части отпечатка, которые в натуре имеют синий цвет. Как только это достигнуто, снова погружают отпечаток в маточный раствор и снова кроют кистью другой жидкостью под названием зелёной, наконец после третьего погружения в маточный раствор отпечаток кроют третьей жидкостью – красной.
Тогда все операции оканчиваются и отпечаток получает все цвета снятого оригинала, но какие, это ещё вопрос? Таким образом, в новом процессе является не фотография в натуральных цветах, как это принято понимать, а автоматическая раскраска отпечатка красящими веществами, что далеко не то и уже не раз предлагалось различными изобретателями.
Г-н Видаль говорит, что сделанный изобретателем отпечаток, который ему пришлось видеть, сделан на солях серебра, отпечатан обыкновенным путём и напоминает фотографию, раскрашенную очень прозрачными красками, мало отвечающими натуре, настолько, что серебряное обыкновенное изображение остаётся хорошо видным.
Таким образом, помещая эту заметку, мы тем самым даём ответ и нашим подписчикам, прочитавшим такие рекламы о способе г. Wood в английской литературе, действительно ли это цветная или просто раскрашенная фотография.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 23 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB