Снимок LC-DIG-prokc-20082, идентифицированный как мечеть Юсуфа Хамаданского в древнем Мерве.

Ещё недавно казавшиеся загадочными строения на снимке оказались очень интересным памятником - о нём мало кто слышал за пределами узкого круга специалистов, зато его видели все жители бывшего СССР, способные смотреть кино.
Дело в том, что едва ли не четверть всех сцен фильма "Белое солнце пустыни" (1969 г.) сняты во дворе этой мечети или рядом с ней.
Вот, например, сцена во внутреннем дворе, где мелькает фасад:
upload gifТот же двор в другом ракурсе:
png uploadБолее того, изображение мечети Хамаданского есть на одной из российских монет (5 руб. 1993 г.!):

Возникает вопрос: как же всё-таки назывался снимок с мечетью Хамаданского у самого Прокудина-Горского согласно "списку Хантингтона"?
Обратимся к изданию В. А. Жуковского "Древности Закаспийского края. Развалины старого Мерва". СПб, типография Главного Управления Уделов, 1894, ссылку на которую любезно дал С. Прохоров:
http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=150Стр. 169, где описывается мечеть Хамаданского:
"Двор с надгробием и всеми пристройками образует род странноприимного скита, куда сходятся поклонники, больные ради исцеления, не находящиеся себе места на могиле имама Джафара..."
Как мы помним, до революции русские называли "монастырями" (по очень сомнительной аналогии) ханаки, т.е. "гостиницы" для дервишей.
В данном случае слово "скит" у Жуковского подводит нас к единственному варианту - "Текинский монастырь" по списку Хантингтона. Круг "совпадений" замкнулся.
Дальше - больше.
Знакомство с изданием Хантингтона помогает раскрыть самую поразительную (на мой взгляд) загадку списка Хантинтона - парное название "Могила Израбша-Хазангир, Хивинского Хана, покорившего много городов".
Поскольку найти в Сети полный список всех ханов Хивы не просто, а очень просто, то с самого начала стало ясно, что ничего похожего на это имя среди хивинских ханов не наблюдалось. Уже тогда у меня возникла мысль, что "Израбш-Хазангир", это какая-то байка, услышанная среди руин древнего Мерва. Что, кажется, и подтверждается.
На стр. 157-162 Жуковский очень подробно рассказывает от могиле богатыря Ахмада Замчи. Оказывается, в конце 19 века в ту же гробницу с чьей-то легкой руки прописали некоего "Мизраб-Шаха из Хивы". О том, кто это такой, даже местные жители имели смутное представление, а история - вообще умалчивает. Самое интересное, что если в имени "Мизраб-Шах" не услышать первую и последнюю буквы, то мы и получим искомого "Израбша". А то, как Прокудин-Горский воспринимал на слух незнакомые названия, мы уже хорошо знаем. А тут ещё, наверняка, сработал "испорченный телефон" в виде переводчика неизвестной квалификации. Короче, так и "родился" загадочный "Израбша" или "Израбш". После революции имя фольклорного персонажа забылось и могила стала снова единолично принадлежать Ахмаду Замчи. А вот ПГ почему-то в своё время подумал, наверное, что этот "Мирзаб-Шах" главнее, и дал снимкам могилы Ахмада Замчи название "Могила Израбша-Хазангир, Хивинского Хана, покорившего много городов".
Заодно можно ответить на вопрос, каким снимкам соответствовало название "Древняя мечеть в 6 в. от Байрам-Али." (повторяется три раза).
До революции даже в ученых трудах русские называли среднеазиатские мавзолеи мечетями, и мавзолей Санджара - не исключение:
image hostingДа, нам известно только два снимка мавзолея Санджара, так что, быть может, третье название предназначалось несохранившемуся негативу или ещё какому-то снимку.