Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 13 ноя 2019 05:24:17
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 382 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 39  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 09 июн 2011 07:21:11 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 15 апр 2011 17:07:19
Сообщения: 337
Vyacheslav писал(а):
Теперь я не уверен, что оригинальное авторское название для данного снимка - "Череповецкая гавань". Вопрос оказался весьма интересным.

Вячеслав! А в чем сомненье-то?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 11 июн 2011 11:54:36 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
Мой заочный знакомый Шота из Батуми прислал фотосравнение, сделанное на месте знаменитого "автопортрета" Прокудина-Горского:

Изображение

В альбоме этот снимок подписан как "По реке Каролицхали." и это название долгое время не вызывало сомнений, тем более, что эта река действительно протекает там где-то недалеко.
На вот сидит Прокудин-Горский на берегу другой реки - Скурицхали (приток Каролицхали). Это установили независимо друг от друга два батумца, ну и я ещё проверил по гуглу, что точка съемки действительно находится не на Каролицхали, а на её притоке. Да и вообще, нельзя сидеть "по реке", по реке можно только двигаться :-)
Короче, как всегда, перепутаны подписи. Настоящее авторское название снимка - "На реке Скурицхали. Этюд.". Это название вакантно, так как изображенный на снимке с этой подписью рельеф местности не соответствует реальному ландшафту Скурицхали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 12 июн 2011 06:00:44 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
v_v_d писал(а):
Грустное зрелище... А реставрации скорее всего и не будет.


Нет, Ильинскую церковь, конечно, рано или поздно "соберут", но ситуация вокруг этой "реставрации" очень тревожная: http://anton-p-maltsev.livejournal.com/1381.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 27 июн 2011 09:09:29 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
Люди, делайте фотосравнения по снимкам Прокудина-Горского, так как уже завтра многое нельзя будет повторить и ваши снимки сами станут историей.
Вот лишь небольшой список того, что изменилось за последние 1-2-3 года в плане сравнения с работами Прокудина-Горского:

Ещё несколько месяцев назад можно было снять деревянную церковь Ильи в Белозерске, теперь она разобрана, когда воссоздадут неизвестно и это будет уже в большей или меньшей степени новодел.
В 2010 г. в Кобоне сгорели музеи Дороги жизни и Александра Прокофьева в деревянном доме, который пережил десятки немецких авианалетов. Хорошо, что кобонцы успели снять фотосравнение до пожара, теперь этого не повторить.
Ещё 2-3 года назад можно было снять Витебск и Ялуторовск с пустырями на месте соборов. Теперь они (к счастью, конечно же) воссозданы и фотосравнение будет обманчивым, как будто здесь всё так и было прошедшие сто лет.. То же самое можно сказать про Святые ворота Соловецкого кремля, воссозданные в 2010 г. Скоро никто и не вспомнит, как они выглядели последние несколько десятилетий.
Буквально на наших глазах исчезает старая деревянная застройка в подгорной части Тобольска и заменяется коммерческими новостройками, а ведь ещё вчера почти все старые, дореволюционные дома были на своих местах.

Этот список можно продолжать ещё очень долго. Так что надо торопиться с фотосравнениями.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 26 июл 2011 17:56:34 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
На сайте "Наш Урал" выложены два продолжения проекта фотосравнений по реке Чусовой:
http://www.nashural.ru/Starina/chusovaya-100-let-2.htm
http://www.nashural.ru/Starina/chusovaya-100-let-3.htm

Потрясающая работа! От многих деревень и пристаней не осталось и следа....


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 28 июл 2011 10:07:49 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
"Ростов. Иконостас собора, построенного графом Шереметевым в Спасо-Яковлевском монастыре".

В 2009 г. интерьер собора только восстанавливали:
Изображение

В этом году всё уже выглядело почти как на снимке Прокудина-Горского:

Изображение

Теперь там находится рака с мощами Дмитрия Ростовского (запечатлеть не удалось по причине проходившего там богослужения).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 29 июл 2011 11:27:37 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
Ростов. Вход в церковь Иоанна Богослова в Кремле в 1911 и в 2009 гг.
Изображение

Ростов. Вход в церковь Иоанна Богослова в Кремле в 1911 и в 2011 гг.
Изображение

За два года ничего не изменилось, только плитку перед крыльцом убрали.
Более правильный ракурс второго снимка дает представление о том, какой слой грунта снял реставраторы (в 1911 г. уровень земли в Кремле был на пол метра выше).


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2011 11:47:50 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
21309 "Иконостас в зимней церкви Федоровской Божией Матери. Ярославль." 1911 и 2011 гг.:

Изображение

Когда я сделал это фотосравнение, то сначала подумал - наверное, ошибся, это два разных иконостаса!
Но при внимательном изучении оказалось, что всё же тот самый. Очень странно, что он так сильно изменился, если учесть, что храм никогда не закрывался.
С ракурсом как всегда не идеально, но когда делаешь снимок буквально на бегу, имея всего 3 секунды для прицела, и то неплохо :-)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 01 авг 2011 16:15:48 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
Общий вид церкви Иоанна Златоуста в Коровниках (с мельницы) на снимке Прокудина-Горского в 1911 г. и на современном снимке 2011 г.:

Изображение

Теперь бывшая мельница - пятиэтажный коммунальный дом на последнем издыхании. Подъезд напоминает декорацию к фильму ужасов.
Снимал из открытого окна на пятом этаже, балансируя на подоконнике.
Мне ужасно хотелось сделать именно это фотосравнение (единственный сохранившийся общий вид Ярославля в цвете) и было конечно разочарование. 100 лет назад и даже ещё в 1959 г. Коровники были видны из центра Ярославля как на ладони - деревьев там практически не было, несмотря на чисто сельскую застройку:

Изображение
upload gif

Почти тот же ракурс в 2011 г.:
Изображение

Теперь Коровники сильно заросли и как-то совсем одичали. Трудно поверить, что до отлакированного к 1000-летию центра города всего 5 мин. езды на маршрутке. А если бы был мостик на Стрелку, то можно было бы дойти и за 5 минут пешком.
Вообще, празднование миллениумного юбилея как будто прошло мимо Ярославского Заречья - части средневекового города, находящейся за рекой Которосль. В Коровниках вялотекущий ремонт, а самый главный шедевр Ярославля - церковь Иоанна Предтечи в Толчкоке (что на купюра в 1000 руб.) вообще никто реставрировать не собирался. Реликтовая деревянная застройка деградирует, заменяется либо безвкусными особняками, либо вообще антиисторической инфраструктурой - крупными торговыми центрами, автотехстанциями и т.п. Туристы там не ходят.
Я ещё будут рассказывать подробно и о Коровниках и о церкви в Толчкове в сравнении со снимками Прокудина-Горского.

P.S. А жители "нехорошего" дома знают, что с него Прокудин-Горский снимал Коровники!
P.P.S. А вот что стало с домиком в три окна (снизу на прокудинском снимке):
Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 02 авг 2011 08:28:20 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3610
Небольшое размышление на тему фотосравнений по Прокудину-Горскому. Зачем нужна эта работа?
Во-первых, чтобы понять, как изменилась наша страна за 100 лет, что стало с ней и с её памятниками. Часто сравнения бывают весьма красноречивы и, как правило, безрадостны. Города заросли зелеными дебрями, словно их покинули жители, многие памятники утрачены или находятся в плачевном состоянии. Крайне редко современные снимки смотрятся не хуже, чем у Прокудина-Горского.
Во-вторых, фотосравнения имеют важную исследовательскую цель - они служат лучшим подтверждением правильности авторской подписи (или идентификации), а иногда позволяют выявить ошибки (самый ярким и свежий пример - фрески и иконостас Федоровской церкви в Ярославле).
В-третьих, фотосравнения весьма важны для реставрации снимков Прокудина-Горского, а именно для определения максимально точного цветового баланса и тональности. Конечно, в идеале фотосравнение должно быть для этого сделано в то же время года и при том же освещении. Особенно это важно, когда речь идет об объектах с устойчивым цветом (например, скалы).

Делать фотосравнения интересно, это как спорт, как фотоохота. На пути к цели приходится преодолевать немало трудностей. Даже если удалось добраться до места съемок в нужное время года и повезло с погодой (она должна быть такая же хорошая или плохая как при съемках самого ПГ), это не гарантирует выполнения задачи. Сразу выясняется что в большинстве случаев повторить ракурс невозможно.
Причина №1 - всё заросло и ничего не видно за деревьями. Остается сделать снимок "в кусты" и потом с ближайшего возможного ракурса.
Также сплошь и рядом старый вид перекрывают новые дома. Выход - тот же.
Причина №2 - точка съемки отсутствует как таковая. Прокудин-Горский любил снимать с колоколен, которые любили сносить в 30-е гг. :(
Как правило, ничего не поделаешь. Теоретически можно использовать автоподъемник :)
Иногда отсутствуют также пристани и мосты, с которых снимал ПГ. Надо искать лодку!
Причина №3 - точка съемки находится на закрытой территории (завод или частный огород). Особо упорным людям удается попасть и туда ради заветного кадра.
В монастырях на пути к точке съемки теперь любят ставить таблички "посторонним проход запрещен". Но, как говорится, если очень надо - то можно (пока никто не видит :) )
Причина №4 - административный запрет на съемку в церквах и музеях особенно. Царской грамоты у нас нет. Кстати, Прокудину-Горскому она сама по себе не давала никаких прав на съемку конкретных объектов - он вынужден был получать разрешение у местных "начальников". Так что всё зависит от способностей к переговорам.

Весьма часто трудности с точкой съемки бывают преодолимыми, но для этого нужно залезть в жуткие заросли крапивы, в кучу строительного мусора, забраться на какой-нибудь карниз. Тут всё зависит от сноровки и решимости.
Вечная беда при съемки памятников архитектуры - посторонние люди в кадре. Приходится просить их отойти на секундочку. Сложнее с машинами, которые теперь ставят на каждом шагу. Недавно в Кирилло-Белозерском монастыре мне не повезло - как раз на месте точки съемки поставили Камаз!

В результате всего вышеописанного точный ракурс выдержать удается весьма редко (забыл сказать, что ПГ ещё снимал с очень высокого штатива!). Поэтому лучше вообще не переживать и не заморачиваться по этому поводу. Даже примерного ракурса вполне достаточно для достижения всех трех обозначенных выше целей. Реально точный ракурс необходим лишь в том случае, когда вы собираетесь делать анимацию из фотосравнения. Конечно, к нему надо стремиться по возможности. У меня, каюсь, точный ракурс часто не получается просто по невнимательности и чрезвычайной спешки (нет возможностей для нормальных путешествий). Когда надо за полтора дня покрыть маршрут в тысячу километров, на который сам Прокудин-Горский потратил 2-3 недели, то на поиск места съемки иногда остаются минуты.

Вообще, если подходить к делу серьезно, то каждой такой поездке должна предшествовать серьезная исследовательская подготовительная работа. Одной только пачки с распечатками кадров мало. Надо заранее выяснить точки съемки и изучить подходы к ним, записать все адреса, узнать режим работы музеев, время открытия храмов и монастырей. В идеале можно установить по электронке или по телефону контакт с местными краеведами (музейными работниками) и договориться с ними о сотрудничестве при съемке.

Надо заранее отдавать себе отчет, что всего запланированного снять не удастся, по крайней мере, в желаемом виде. Где-то не повезет с погодой, что-то будет закрыто не ремонт или в ненужном месте встанет камаз. Поэтому всегда останется работа и для других любителей фотосравнений, и для вашей второй, третьей попытки.
Вообще, фотосравнения одних и тех же мест надо делать регулярно. Всё быстро или медленно меняется. Вчера ещё не было Успенского собора в Витебске и Ярославле, а сегодня они уже сияют свежей краской. Получатся совсем другие фотосравнения!
По этой же причине следует спешить запечатлеть для фотосравнения тот вид, который завтра уже исчезнет.

Важно помнить, что скоро ваши собственные снимки "в том же ракурсе" станут исторической ценностью. Если особенно повезет, они будут показаны на какой-нибудь очередной выставке или напечатаны в альбоме.

Так что дорога зовёт!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 382 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5 ... 39  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB