Международный научный проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

Сайт посвящён исследованию наследия С. М. Прокудина-Горского
Текущее время: 22 сен 2019 08:11:59
На главную

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 270 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 27  След.
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 04 июл 2011 15:41:24 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Наконец-то дошли руки до снимков 20248 "Река Суна" и 20167 "Река Шуя".
Задачка показалась интересной - очень много информации в правом снимке для географической привязки.
Река Суна или Шуя с петлей вниз по течению, так, чтобы из одной деревни была вида другая через изгиб реки. Сначала проверил пересечение рек Суна и Шуя с основными дорогами, по которым мог двигаться Прокудин-Горский. Ничего не нашлось. Тогда спомнил село Лижму - небольшие "прыжки в сторону". Подходящее место нашлось в деревне Нижний Бесовец в 15 км. от Петрозаводска.

Изображение
Полный размер: http://img-fotki.yandex.ru/get/5808/old ... 65017_orig

Карта:
Изображение

Место подходит тем, что прямо через изгиб реки виден Нижний Бесовец. Кроме того, на левом снимке видны пороги на реке как раз там, где они находятся у Нижнего Бесовца (между двумя мостами).
В 1916 г. мостов не было, ПГ снимал с высокого дома или часовни.

Как там оказался Прокудин-Горский? Ведь это абсолютно не по пути к водопадам!
Пока можно только гадать (как и о целях посещения Лижмы). Помните, ещё в 2009 г. было замечено, что камера ПГ проявляла особый интерес к геологии во время Мурманской поездки. Так вот, в книге М.М. Филиппова «Шунгитоносные породы Карелии» (с. 15) указано, что у Бесовца находится южная граница глинистых сланцев. «Границами их выхода на поверхность можно положить те же пространства, где появляются и известняки; с южной стороны берега реки Шуи у селения Бесовца, в 15 верстах от Петрозаводска».
После того, как мною был установлен факт избрания Прокудина-Горского в феврале 1917 г. членом общества изучения Олонецкой губернии, стало понятно, что во время поездки 1916 г. он снимал сюжеты, не относящиеся к лагерям военнопленных, отнюдь на ради собственного удовольствия. Очевидно, его съемки имели более одного заказчика.
Но пока это всё лишь версии...

P.S. На днях глава администрации Карелии внес предложение переименовать аэропорт Бесовец во что-нибудь другое.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 30 июл 2011 09:42:13 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
DMITRY писал(а):
Окончание

.......
[pg_img]0279[/pg_img]

Убрать из названия: (ныне станция Кондопога)
В прим.:
Временная ст.Кивач находилась в 5 км от современной ст.Кондопога.

http://www.temples.ru/forum/posting.php ... 24&p=14327

Очень интересно про "временную станцию Кивач". Конечно, журналистская статья это весьма авторитетный источник, но есть ли другие свидетельства существования этой временной станции? Станция Нигозеро называлась Кивачом (судя по километражу)?
Я пока не нашел никаких явных подтверждений.
Хотя есть один момент. В книге Г. Боча "Экскурсия на Север" 1926 г. читаем:
Цитата:
На расстоянии 432 верст (461 км) от Ленинграда находится станция Кивач, названная так по водопаду, находящемуся в 29 км от нее.

А на карте 1943 г. указаны следующие расстояния: Кивач - 457 км., Нигозеро - 462 км.
При этом, Медгора у Боча - 558 км. от Ленинграда, по карте 1943 - 557 км.
Таким образом, если не менялась точка отсчета, то вроде бы в 1924 г. станция Кивач должна была быть на месте станции Нигозеро.
Но не всё так просто. Далее по ряду станция данные Боча расходятся с картой 1943 г. на 4 км. (Сорока и Кемь)!
Поэтому и книгу Боча пока нельзя считать доказательством.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 31 июл 2011 16:05:25 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Снимки 20282 и 20283 ранее (осень 2009 г.) были идентифицированы с высокой степенью вероятности как [Водокачка у станции Кивач] и [Вид железнодорожного пути у станции Кивач].

Изображение

Изображение

Поскольку эти идентификации носили во многом "теоретический" характер и нет до сих пор прямых доказательств, мы вынуждены понизить их статус до "предположительно".
Никаких других вариантов идентификации для этих снимков, тем не менее, не найдено.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 07 авг 2011 06:00:32 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Журналист Николай Кульков в ТВР_Панораме опубликовал очередную статью из цикла, посвященного прокудинским снимкам Мурманской ж.д. - "Медвежья станция": http://www.tvr-panorama.ru/content/medvezhya-stantsiya

Остановлюсь на интересных моментах.
Он согласен с моей идентификацией снимка 20303 как [Мост через речку Кумса у ст. Медвежья Гора]:
Изображение

Цитата:
Для железнодорожного ведомства он снял аккуратненький мостик через Кумсу. С будкой для часового, выкрашенной в два цвета. Обычай, существовавший для подобных постов еще с 18 века и узаконенный во времена Николая Первого. То, что это Кумса, нет никакого сомнения. Уточняю, что в Карельском национальном архиве есть похожая черно-белая фотография, иллюстрировавшая деятельность железнодорожного батальона как раз в 1916 г.


Однако снимок 20303, который в проекте был идентифицирован как [Медвежья Гора. Вид на пристань на Онежском озере], по его мнению был сделан в Лавасгубе (подпись в альбоме - "Деревня Ловас-Губа на большой губе Онежского озера"):

Изображение

Цитата:
Перед станцией Медвежья Гора поезд сделал довольно продолжительную остановку. Путейцы принимали на платформы грузы с портовых причалов в Лавасгубе. Этот не очень глубоководный залив за несколько километров от будущей большой станции был очень удобен для доставки путейских материалов задолго до сооружения стальной колеи.

Лавасгуба — полная тезка маленькой двухдворной деревеньки в полутора километрах от берега — была облюбована железнодорожниками не случайно. Уж очень уютно расположился длиннющий казенный причал прямо от красивой полосы песчаного пляжа. С северной и восточной сторон его прикрывали лесистые мысы-наволоки. Это было особенно важно в конце навигации, когда Онего сильно штормит, нещадно разбивая бревенчатые ряжевые причалы. Прямо на пирс заходила «дековилька» (узкоколейка), а на берегу к ней примыкала железнодорожная ветка нормальной ширины.


Я сам недавно пытался перепроверить наши выводы 2009 г., но не пришел к определенному убеждению, т.к. трехмерка неэффективна из-за плохого качества снимка и низкого рельефа. Пока склоняюсь к Медвежьей Горе, но твердой уверенности нет.

Далее, снимок 20297 «Ферма в Медвежьей Горе», который некоторые считают лазаретом у ст. Медвежья Гора:
Изображение

Кульков пишет:
Цитата:
Не очень понятен снимок под названием «Ферма в Медвежьей Горе». Дом как дом. Никаких признаков скотного двора. Но есть характерная деталь. Питерские исследователи (координатор Елена Филиппова) обратили внимание на шест с белым верхом слева от крыльца и сделали предположение, что это белое полотнище с красным крестом. Значит, в доме больница, госпиталь. Я не согласен с таким выводом. Похожие шесты использовали геодезисты при нивелировании трасс. Дом, вероятно, жилье для изыскателей.


Моя позиция известна: дом на снимке, по всей видимости, не ферма, но он мог иметь какое угодно назначение.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 авг 2011 07:16:47 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Нашел перерисовку топографической карты Медвежьегорска 1935-38 гг.:

Изображение

Нет никакого намека на узкоколейку в районе Лавасгубы, хотя за 20 лет её, кончено, могли и разобрать.
Характерно, что ж.д. пути выходят прямо к берегу озера как раз у медвежьегорской пристани. Кажется, на снимке с причалами в левом нижнем углу как раз видны шпалы широколейного пути.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 авг 2011 11:52:31 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
А вот это уже интересно:
uchazdneg писал(а):
[pg_img]0355[/pg_img]
Елена писал(а):
Слава писал(а):
Возможно, мне изменяет память и это уже обсуждалось.
LC-DIG-prokc-20355 «Петровская часовня в Соловецком монастыре».
http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20355v.jpg">http://memory.loc.gov/service/pnp/prokc ... 20355v.jpg
Подпись из альбома, на карточки там нет. Номер негатива – 182. Идентифицировала, очевидно, сама БК.
Проблема в том, что когда вводишь в поисковик эту Петровскую часовню, то упорно выдается изображение каменной часовни на берегу бухты.
С Соловками у ПГ многое перепутано.

Да, эту часовню я уже видела. Не помню, писала ли на форуме. Но я задавала этот вопрос Николаю Андрющенко, который занимается и историей Соловков, кроме того он работает там в качестве экскурсовода.
Николай ответил, что это фото он видит впервые, но часовня ассоциируется у него с Ботаническим садом (Макарьевской горкой) .
Пока точного ответа от него нет. Но я надеюсь, он что-нибудь раскопает.
Фото этой часовни есть в Соловецком музее, на стенде Филипповской пустыни. Подписана "На крыльце церкви Живоносного источника" - что явная ошибка. У меня, к сожалению, сфотографирован лишь фрагмент стенда:
http://www.ljplus.ru/img4/u/c/uchazdneg/IMG_1855.JPG (интересующее нас фото - справа. Совпадение с "Петровской часовней" ПГ не вызывает сомнений).

http://www.temples.ru/forum/viewtopic.p ... &start=840

Изображение
adult image hosting

Спасибо, Михаил, хоть там.
Часовня действительно та самая, насколько я вижу по фрагменту крыльца. И это Вы оч-чень правильно заметили "явная ошибка".
Не было в Филипповской пустыни до революции такой часовни, если, конечно, эта картинка не врет:
Изображение
image host

Изображение
http://solovki.info/?action=archive&id=385

Вообще-то, ещё в 2009 г. я идентифицировал этот снимок Прокудина-Горского как часовню Савватиевской пустыни. Правда, "с высокой вероятностью". 1% уверенности не хватает.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2011 10:34:27 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Н. Кутьков сделал новую публикацию по снимкам Мурманской ж. д.: http://www.tvr-panorama.ru/content/mase ... a-i-belaya
Основная тема - Масельгская.
Наиболее интересный пассаж:
Цитата:
Станция с желтыми домиками
За Медвежьей Горой путешественников поджидала еще одна большая станция, где согласно предписанию паровозная бригада меняла локомотив (это полагалось сделать в Петрозаводске, в Масельгской и в Сороке). По архивным документам именно в Масельской на 1 мая 1916 г. имелось паровозное здание на три стойла, то есть с виду обычный дощатый сарай с подведенным к нему рельсовым путем. Примерно такое, как на одном из снимков Прокудина-Горского, где запечатлен момент замены паровоза у неказистого дощатого здания.

Если внимательно проследить всё фотопутешествие Прокудина-Горского, то можно обнаружить, что первую часть пути их состав тянул русский паровоз типа известной «овечки», а потом до Сороки вёз локомотив американского типа, предположительно системы Портер. Кроме сведений насчет смены паровоза, тот же архивный документ поведал, что от Петрозаводска до Медгоры бригада трижды делала технические остановки для набора воды и пополнения запаса дров. Воду брали возле моста через р. Суну, р. Лижму, р. Уницу на разъезде № 9; дрова набирали на станциях Кивач, Лижма и Медгора.


Интересно, какой же это архивный документ поведал автору о трех технических остановках поезда Прокудина-Горского? К сожалению, в статье (как и в предыдущих) не указано архивных реквизитов.

Очевидно, упоминание автором о заправке у моста через р. Лижма - это и есть давно обещанная привязка двух снимков:

Изображение

Изображение

Но вот что интересно - на снимке видна труба водокачки, из которой заправляют паровозы. А самого паровоза не видно. Где же поезд? Его отогнали немного назад за водокачку или ПГ успел прибыть на место впереди паровоза?

Кстати, два снимка эти сделаны так, что их связка вроде бы кажется очевидной, но доказательств вроде бы и нет. Кажется, у них состояние облачности несколько различается. Может, это вообще два разных моста? Тогда крутой изгиб пути не мешал бы привязать водокачку к реке Лижма.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2011 14:27:41 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
В продолжение предыдущего поста.
Данные последней воздушной разведки принесли интересный результат:

Изображение
upload images

При этом на штабной карте никакого проселка вдоль пути не показано:
Изображение
image host

А вот как выглядит след бывшей трассы там, где ПГ, очевидно, снимал "856 версту":
Изображение
image upload

По-моему, вполне похоже.

Можно предположить, что на снимке мы видим след от старой трассы ж. д. в районе моста через Лижму, который мог бы объяснить закругление пути на снимке Прокудина-Горского.
Если это так, тогда отсутствие поезда на снимке с водокачкой объяснимо: либо ПГ действительно вышел к месту встречи с поездом (после посещения села Лижма) раньше его прибытия, либо он сошел здесь с поезда и отправился в с. Лижму, а потом сел на другой поезд.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 16 сен 2011 16:33:13 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Есть ещё одно подтверждение версии с мостом через Лижму - резкий, почти под прямым углом, поворот реки влево сразу ниже моста, что видно на снимке ПГ и на спутниковом снимке:

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 сен 2011 12:49:03 
Не в сети
эксперт проекта

Зарегистрирован: 01 мар 2011 19:04:06
Сообщения: 3592
Возвращаюсь к снимку 20313 "Группа (Я с двумя, Мурман)"

Изображение

Несколько месяцев назад я пришел к выводу, что снимок сделан перед мостом через Онду, на той же остановке, на которой были сняты три этюда при слиянии реки Нижний Выг и Онда.
Всё вроде бы подходит идеально - пересечение ж. д. пути с крупной рекой, дикая местность, характер грунта, небольшая выемка и вид на реку сверху, с холма. И колорит снимка. Да, номер подходит к месту не идеально, но в пределах погрешности.
У меня возникли сомнения, когда я увидел вариант реставрации Вейников: http://www.veinik.by/photo/0313.htm#photo
Погода у них получилась если и не ясная, то отнюдь не пасмурная. В любом случае, на негативе мне не удалось обнаружить следов фактуры тяжелых облаков, как на трех этюдах при слиянии. Теоретически, они не видны просто из-за пересвеченного неба.
Собственно, если это место не район моста через Онду, то остается (по номеру негатива) единственный вариант - лагерь военнопленных и карьер южнее Надвоиц (Узкая Сальма).
Но содержание снимка с этим как-то не вяжется. С одной стороны позируют охранники в "черкесской" форме, которые охраняли лагеря. С другой стороны, есть ощущение дикой, безлюдной местности. Вот зачем ПГ взял с собой ружьё? Решил поохотиться? Вряд ли. Дикий зверь днём не сунется в многолюдие лагеря и карьера, да и ружей там хватает у охраны. Другое дело - небольшой поход к слиянию рек, там вполне можно было нарваться на медведя.
Опять-таки, заброшенный каркас строительного навеса. Если это было бы у действующего карьера или в районе лагеря, то каркасу бы нашли применение, надо было где-то укрываться от дождей.
Вид небольшой выемки с щебнем также не соответствует снимкам карьера и лагеря.
В общем, теперь у меня нет твердой уверенности по точному месту съемки, но несомненно, где-то в районе Надвоиц, несколько верст севернее или южнее.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 270 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 27  След.

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB